Культура

19:05, 20 февраля 2017

Чувство полета

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Если в сказке «Золушка» главное событие – бал, то в «Дюймовочке» кульминация наступает, когда героиня уносится в небо – подальше от всех проблем, от всех своих недругов, к солнцу, к счастью.

Музыкальный спектакль в двух действиях «Дюймовочка» по одноименной сказке Ганса Христиана Андерсена поставила в тульском ТЮЗе режиссер Лариса Козлова. Она же сочинила музыку и тексты песен – всего 18 арий.
Из множества пьес, написанных по мотивам истории о девочке ростом в дюйм, Козлова выбрала произведение Льва Кожевникова. Как она объяснила, этот автор создал наиболее адекватный вариант: Лариса Евгеньевна прочитала 12 инсценировок, одна другой хлеще. Были даже такие, где Жук подвизался в должности продюсера, а Крот был показан полковником в отставке с бюстом некоего маршала в норе.
Сказочные чудеса, которые маленькие зрители благодаря компьютерной графике в мульт­фильмах воспринимают как нечто само собой разумеющееся, здесь производят совсем иной эффект.
И когда в начале спектакля по просьбе Женщины (Людмила Жильцова) на сцене вырастает огромный цветок, из которого появляется нарядная девочка, народ в зале – в потрясении!.. А какие чудеса творит Волшебница (Анастасия Щеглова) – на подмостках появляются неведомые растения и случаются невероятные превращения. А еще она словно связывает воедино разные этапы сказки.
Дюймовочка (Евгения Назарова), которая в прошлых веках, должно быть, обладала кротким характером, в тюзовской постановке порой ведет себя как маленькая разбойница, чем сразу располагает публику: современным детям такая трактовка образа по душе.
Подобно Золушке, Гадкому утенку и еще некоторым персонажам западных сказочников, эта девочка долгое время является аутсайдером, ищущим свое место в жизни. Поначалу она, словно цыпленок, вылупившийся из яйца, знает только доброту матери и ждет, что весь этот мир будет так же добр, но жизнь готовит ей суровые испытания....
– Психологи считают, что все сказки условно можно разделить на две категории – для девочек и для мальчиков. И мне кажется, что «Дюймовочку» надо смотреть именно представительницам прекрасного пола, не только маленьким, но и взрослым, – отметила режиссер-постановщик. – Это ведь вполне житейская история, где героиню все пытаются взять в жены, но что-то там у нее не складывается с женихами. И через разочарования в личной жизни она взрослеет – как любая женщина…
После такой авторской оценки смотреть на сцену, подбирать персонажам характеристики интересно вдвойне. Вот маменькин сынок Жаб (Артем Васюков), не имеющий своего мнения и живущий по примитивной схеме «поспал-поел». А вот и его властная мамаша (Наталья Семкина). Хорошо, что Дюймовочку спасает от этой семейки пришедший на выручку и готовый пожертвовать собой Мотылек (Артем Козенков).
Тусовщик Жук (Сергей Ковырьянов), зависящий от мнения окружающих, – явно не пара беззащитной девочке. Может, и хорошо, что он сразу ее бросает…
А вот богатый и основательный Крот – удачный вариант, он способен обеспечить и защитить жену. Но взамен требует пожертвовать тем, что ей дороже всего: солнечным светом.
И конечно, это сказка о доброте: если бы Дюймовочка не пожалела умирающую Ласточку (Ассоль Лучихина), она бы не смогла вырваться из лап обитателей подземного царства, Крота и Мыши (Тамара Слышкова) и не встретила бы настоящую любовь – Эльфа (эту роль также исполняет Артем Козенков).
Особое внимание – костюмам, созданным художником-постановщиком Татьяной Матус. Как она рассказала, за основу были взяты фото с изображением настоящих животных и насекомых. Получились абсолютно фантазийные персонажи, даже не верится, что все это создано в цехах театра юного зрителя.
Актеры очень органично вошли в роли, подобрали подходящие движения для своих героев: переваливающиеся Жабы, порхающий Мотылек, неуклюжий, но в любой момент готовый улететь Жук… А Крот, увлекающий Дюймовочку в подземелье, выглядит так устрашающе, что дети с его появлением на сцене поначалу замирают. Кстати, его характеризует и звучащая во время появления музыка: поневоле начинаешь ждать чего-то таинственного.
Из того же мира – мелко семенящая Мышь, которая вроде и добра к главной героине, но тайком выдергивает перышки из крыльев больной Ласточки.
Но все-таки Дюймовочка и ее подруга взмывают в небо. Это прекрасно показано танцем, который поставил Денис Ляпин: чувство полета, которое у обеих в душе, увлекает их ввысь – под аплодисменты зрителей.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

В ответе за культуру

23 января, 17:52

Сказки 18+

16 января, 18:24