Культура

09:11, 30 апреля 2014

Cуток челнок...

 Екатерина Сергеева
 Илья ГАРБУЗОВ

Пожалуй, ни разу литературная гостиная музея им. Порфирия Крылова не собирала столько гостей. Здесь были люди всех поколений – от первоклашек до бабушек. Официальный повод – вручение премии «Золотое перо», учрежденное литературным альманахом «Тула». Но оказалось, дело не только в этом. Просто человека, которому издатель альманаха Сергей Овчинников вручал премию, знают и любят очень многие. Это сотрудник музея, поэт, художник, педагог Ирина Гаври­лова.
Поскольку деятельность Ирины Борисовны не ограничивается какой-то одной сферой, в программе литературной гостиной была и творческая встреча с ней как с поэтом, и выставка акварелей Гавриловой, и выставка работ ее многочисленных учеников. Но в центре внимания весь вечер оставались книги – мужественные и одновременно удивительно тонкие стихи  и проза.
– Я вручаю «Золотое перо» 2013 года с особым чувством, – сказал Сергей Овчинников. – Потому что абсолютно убежден: то, что выходит из-под пера этого автора, принадлежит классике русской поэзии, то есть является истинным золотом нашей культуры.
Поэзию Гавриловой не назовешь ни частной, ни женской. С нею нельзя ознакомиться и – забыть. Поэт действует настолько всерьез, что читатель как минимум рискует утратить покой. В стихах ей удалось соединить несоединимое – публицистическую актуальность с надмирным философским эссе.
Родина – проезжая дорога –
сзади пыль и пыльно впереди.
Ангел ты в пречистой свите Бога,
или – камень на его груди?
Вот с такого непростого вопросика начинает Гаврилова выяснение отношений с Отечеством. Ее любовь к Родине далека от любования, здесь чаще – сострадание и гнев. Для Гавриловой революция, сталинские репрессии, Отечественная война всегда личностно окрашены. История ее страны – это в первую очередь ее родословная.  
Здесь истоки и сама возможность ее творчества. Спектр проблем широк: сохранение культурных памятников, обеднение великого и могучего русского языка, утрата человеческой индивидуальности в урбанизированном мире, семейное счастье-несчастье, цена таланта, который в личной жизни его носителя всегда – проклятое преимущество…
Быстротечность и тщета человеческой жизни, где за дрязгами мы лишаем себя самой главной возможности – любить и жалеть, занимает Гаврилову больше всего. В каждом стихотворении она призывает лишь к одному – сочувствию и соучастию. И своим собственным отношением к тому, о чем пишет, являет именно такой «подвиг сердца, пусть – напрасный»…

…Сегодня одна притулюсь на печи
Меж дверью и дверью.
Всему, что нашепчет мне ветер в ночи, –
Поверю.
Поверю: бессмертны за окнами пруд
И лунная льдышка.
И узкие листья, что тихо плывут
И дышат…
Поверю: крепки за оградой кресты,
Ухожены плиты,
И все голоса над полями чисты
И слиты…
И запад-восток –
Только суток челнок,
А между – дорога.
И много – иметь этот дом и порог,
А вечность – немного…

***
Тихонько мать слепая
рукою сына тронет –
и выйдет на дорогу…
Вверху луны светец,
а под холмом – низина
в тумане раннем тонет.
Идут по ней неспешно
поводырь, слепец…
…В меня вошла их песня
глухой протяжной болью
любви, неразделенной
людьми и очагом.
Мне мир, скорей, дорога,
и жизнь, скорее, поле.
И боль – простая песня
слепца с поводырем.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему