Культура

09:00, 11 марта 2016

Дощечки, бердышки и «баба Зина»

 Нелли ЧУКАНОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

В выставочном зале поселка Ленинский в скором времени откроется уникальная экспозиция, посвященная тульскому ткачеству. О проекте, осуществляющемся на средства гранта губернатора, рассказала его руководитель – народный мастер РФ Екатерина Зернова.

Вниманию публики представят приспособления, традиционно применяемые мастерицами при изготовлении пряжи, тканей, а также тесьмы и невероятной красоты узорных поясов, – прялки, веретена, дощечки, бердышки, таблички, топки, а также станы, на которых ткали не только полотно для рубах и полотенец, но и дорожки для пола.

По крупицам
– Придя на нашу выставку, можно будет не только посмотреть и потрогать инструменты, но и самому научиться приемам ремесла. Например, освоить принципы традиционного тульского ткачества, изготовления узорных поясов, которыми исстари подвязывали рубахи, или тесьмы, использовавшейся для украшения праздничной и повседневной крестьянской одежды, – поведала Екатерина. – Готовя этот проект, мы объезжали музеи Тульской области, Санкт-Петербурга и Москвы, отбирали наиболее интересные образцы для копирования, а потом изготавливали их из шерстяных или шелковых нитей. Параллельно собиралась коллекция инструментов и оборудования. Как оказалось, на чердаках старых деревенских да и городских домов хранится много чего интересного…
Вот эту прялку, что можно увидеть на фото, прозвали «баба Зина» – по имени прежней владелицы – душевной бабульки из Суворовского района, с радостью подарившей для музея устройство, верой и правдой служившее еще ее предкам. Всего же в экспозиции будут три старинные, но абсолютно исправные прялки. Какие-то из них, как «баба Зина», достались Екатерине в рабочем состоянии, а некоторые пришлось кропотливо восстанавливать ее супругу, мастеру на все руки Максиму.
– Иногда прялки приходят такие, что вынимаешь колесо – и она буквально рассыпается в руках. Время безжалостно по отношению к дереву – оно трескается от сухости, гниет от избытка влаги. Я что-то перебираю, склеиваю, но некоторые элементы приходится вытачивать заново, – делится опытом Зернов.
Точно так же, по домам и добрым людям, была собрана львиная доля экспонатов.
– Отдавая мне свою прялку, баба Зина напутствовала словами: «Пряди сама и научи других», – продолжает Екатерина. – Вот уже полгода я осваиваю эту науку, хотя в детстве уже пыталась учиться прясть. За неимением шерсти пряла… вату. Но бабушка и мама меня отругали и велели не переводить добро. У нас дома были и прялка, и ткацкий станок, а еще хранился старинный кусочек изготовленного когда-то на нем холста. Эти вещи обладали какой-то загадочной силой и притяжением, завораживали… Но бабушка учила меня вязать крючком и вышивать гладью, ведь это исконно русская вышивка.
Самое простое прядение, по словам Екатерины, – на веретене. А самолично спряденная нить не в пример крепче покупной – стало быть, и носки, и варежки, и всевозможная одежда, связанные из домашней пряжи, будут носиться намного дольше.
Пока мы ведем беседу, супруг мастерицы Максим одну за другой выносит из хранилища древние какие-то деревяшки, о предназначении которых догадаться непросто.
– Вот донце, на него садятся. В донце вставляется рогулька либо гребень-чесало. Или швейка для шитья, – увлеченно продолжает сыпать неведомыми для современниц терминами Екатерина. – По своей сути это такой комбайн для домашнего рукоделия с меняющимися насадками. Вот этим донцу, самопрялке – лет сто, не меньше… Мы обязательно будем рассказывать посетителям выставки об обработке льна и шерсти перед прядением и на­учим их работать с традиционными инструментами.

Пояс-пояс, опоясочка
– Тульскую поневу от рязанской можно за версту отличить, – заявляет Екатерина. – Достаточно взглянуть на рисунок тесьмы. Но систематизацией этих знаний мало кто занимался, по тульскому костюму сведений крайне недостаточно.
Напомним, что понева – это элемент русского народного костюма, широко распространенный до начала ХХ века. Попросту говоря – шерстяная женская юбка, состоящая из нескольких полотен клетчатой ткани. Как правило, синего цвета, но встречались в южных краях России и поневы ярко-красные, и бордовые. Подол их богато украшался тесьмой и лентами. Были поневы ежедневные и праздничные, особенно нарядные, а носить их могли только взрослые женщины да девки на выданье. Малышки и девочки-подростки щеголяли в одних лишь домотканых рубахах, схваченных на талии пояском.
Поясов, идентичных старинным, Екатерина изготовила уже великое множество. Какие-то сотканы по образцам, хранящимся в музеях, а фрагменты других достались мастерице «в довесок» к прялкам и прочим приспособлениям. Вот она протягивает нам на ладони какой-то серо-буро-малиновый комок с торчащими во все стороны обрывками ниток.
– Этот пояс люди нашли, разбирая старый хлам в заброшенном доме. Удивительно, что не выбросили свалявшийся грязный клочок! Оказалось, это настоящий шерстяной тканый пояс, в старину изготовленный неизвестной тульской мастерицей, – восхищается Екатерина. – Я очень аккуратно постирала его в ледяной воде, поскольку от горячей все природные красители, которыми раньше обрабатывали пряжу, неминуемо бы сошли, и нити бы полиняли. Стало бы невозможно рассмотреть, какие цвета использовались при изготовлении орнамента. Высушив раритет, я его сфотографировала и, увеличив изображение, сумела «прочитать» рисунок. Три-четыре дня кропотливой работы, что называется – не поднимая головы, и вот пожалуйста – точная копия старинного тульского пояса, каким-то чудом дожившего до наших дней!

Ухватить ускользающую нить
– Занявшись ткачеством, я поняла, что информации по этому промыслу мало, но интерес к ремеслам сегодня возрождается, и многие люди хотели бы освоить навыки, которыми владели их предки, – продолжает Зернова. – Есть увлеченные народными танцами или пением, и им хотелось бы выступать на сцене не в костюмах «а-ля рус», а в копиях, максимально приближенных к подлинникам, исполненных в тех же технологиях. Людей же, способных передать тонкости мастерства, найти трудно, и сейчас самое время, чтобы успеть ухватить ускользающую нить, связывающую нас с прошлым.
На выставке будут представлены два ткацких стана. На них изготавливали полотно для рубах и штанов, полотенец, половиков и дерюжек. Станы эти тоже по деревням искали. А с ними и необходимые в работе элементы – берды, с помощью которых регулировалась частота плетения нитей. Были в старину такие мастера – бердники, которые их изготавливали, а затем продавали хозяйкам.
– Вот говорят, крестьянки безграмотные были. Неправда это! – уверена Екатерина. – Уж до 30 они точно считать умели – иначе как было правильно продеть нити в берду? Вот видите, тут все подписано по числу пасм. Практически каждая крестьянка владела ткацкой наукой, с семи лет девочек сажали за стан, а значит, и счет они знали. Рукодельничая, деревенские девчонки и моторику развивали, и художественный вкус, изучали геометрические фигуры. А сейчас до смешного доходит – подростки не умеют узел завязать! Зачем, когда кругом «молнии» да «липучки»?
А еще в выставочном зале поселка Ленинский 20 апреля откроется выставка тульского рушника и костюма «Коллекция Александра Бакулина». Эти вещи пока не экспонировались ни разу, а ведь одних рушников у коллекционера – более 2000 экземпляров. На выставке можно будет увидеть около полусотни из них – с вышивкой, кружевом, ткаными украшениями, а также два подлинных тульских костюма конца ХIХ – начала ХХ века.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему