Культура

09:00, 04 июля 2014

Душевная глина

Сергей МИТРОФАНОВ
Елена КУЗНЕЦОВА

О необходимости привлечения туристов в провинциальные музеи в последнее время говорят часто. Ведь выгода очевидная: муниципалитетам это принесет дополнительную прибыль, а сами приезжие увезут с собой багаж в виде полезных знаний и положительных впечатлений.
Штраф за игрушку
Есть, правда, мнение, что наплыва приезжих, особенно иностранцев, ожидать стоит лишь тогда, когда на местах появится развитая инфраструктура: гостиницы, магазинчики, туалеты, автостоянки, кафе… Другие уверены: главное, чтобы у того или иного музея имелся свой неповторимый раскрученный бренд, познакомиться с которым вживую и захотят гости.
Наша репортерская группа отправилась в поселок Одоев в музей филимоновской игрушки, чтобы понять, глотают его сотрудники пыль со скуки или же работают с туристами, как говорится, с огоньком?
Если театр начинается с вешалки, то «игрушечный музейчик», расположенный в семидесяти с лишним километрах от Тулы, – с бахил. Это в медучреждениях стоят на входе автоматы, которые выдают одноразовую обувку только в обмен на пятирублевую монетку, а здесь – все бесплатно.
Вообще то, что подобный музей ныне существует, – само по себе чудо. Дело в том, что знаменитая филимоновская игрушка могла в прошлом веке просто-напросто исчезнуть. Со слов старожила Ивана Ершова, после Великой Отечественной войны ввели плату за изготовление игрушек. А если не заплатил, а продолжаешь хранить у себя «запрещенные изделия» – штраф. Народ, который берег каждую копейку, предпочел поскорее избавиться от глиняных барынь и причудливых коров, дабы бдительные инспектора не нашли в доме чего лишнего и не ободрали как липку. А если кто и отваживался лепить и раскрашивать забавные фигурки на дому, то делал это в полуподпольных условиях. Только в 1960–1970-е годы государство и энтузиасты взялись за возрождение промысла, существовавшего, между прочим, около тысячи лет. В 2009-м в Одоеве открыли «игрушечный музей», а чуть позже даже стали издавать специализированный сборник «Вестник деда Филимона».
Туризму мешает писанина
О филимоновской игрушке музейщики могут рассказывать часами. Чего только стоят такие факты: в старину каждая мастерица за сезон лепила две-три тысячи оленей, баранов, петухов и прочей живности – от монотонного труда у девушек порой шли цветные круги перед глазами. Зато подобная ручная работа после продажи приносила семье весьма неплохой доход. А кто-то попутно собирал себе и богатое приданое к свадьбе. К слову, девушки из деревни Филимоново считались в свое время очень достойной партией, поскольку зарабатывали зачастую даже больше, чем гончары-мужчины.
Впрочем, тут «кормят» посетителей не только любопытными рассказами, но и, что весьма важно, показами. Увидеть на витринах можно как современные изделия, так и вещи, дошедшие до нас буквально из глубины веков. Археологам удалось отыскать под Одоевом фигурку собаки, слеп­ленную не позднее XVII столетия, фрагмент ручки от сковородки, грузило для рыболовной сети и массу других древних интересностей с отпечатками пальцев их изготовителей. Наша репортерская группа поднялась на второй этаж и услышала детские крики и смех. Оказывается, в райцентр из оружейной столицы на комфортабельном автобусе прикатили школьники младших классов.
– Вообще часто туляки изъявляют желание побывать в Одоеве? – поинтересовались мы у представительницы турфирмы, сидящей в коридоре на скамеечке.
– Честно говоря, поездки в глубинку пока не самые популярные маршруты, – объясняет женщина. – Почему? Во-первых, инфраструктура в провинции зачастую оставляет желать лучшего. Да и ребята чаще просят родителей и учителей, чтобы их отправили туда, где больше разнообразных развлечений, – в Москву, например. Мы, конечно, общаемся с педагогами, агитируем их завернуть и в районные музеи вроде одоевского. Но многие учителя редко вырываются куда-то на экскурсии из областного центра, ссылаясь на то, что в школах их загрузили всевозможной отчетностью. Мол, какие поездки, когда на работе писанины выше крыши: побываем разок-другой с учениками в столице и ладно, а провинция подождет.
Музейная «бабушка»
Тульские турфирмы завлекают гостей в Одоев как могут – в частности, предоставляют ребятам не только хороший транспорт, но и включают в поездку мастер-класс по лепке или росписи игрушки, а также занятие в игровой форме и чаепитие. С одного ребенка за все про все возьмут от 800 до 1200 рублей.
Заместитель генерального директора – руководитель музея «Филимоновская игрушка» Ольга Гирдюк переоделась в русский народный костюм и лично провела занятия с ребятишками. Объясняла, как в стародавние времена жила молодежь, как девушки общались с парнями, как лепили из податливого материала фигурки людей и зверей… Едва экскурсия закончилась, городские девчонки пулей кинулись к женщине, как к родному человеку, обняли и долго-долго не хотели отпускать.
– Я ради этого трогательного и незабываемого момента готова не пару-тройку десятков туристов, а хоть шестьдесят человек сразу принять, – признается Ольга Сергеевна, утирая пот со лба. – А ведь эти дети меня не знают, я для них еще полчаса назад была совсем чужая. Но мы быстро нашли эти невидимые глазом связующие ниточки: душа к душе, понимание к пониманию. Я для них стала всего за несколько минут не просто музейщицей, а вроде как родной бабушкой. То ли игрушка располагает к тому, то ли я сама по себе такой притягательный человек – уж не знаю. Наша игрушка – яркая, солнечная, и атмосфера в музее такая же. И знаете что: так раскрепощенно себя ведут не только наши школьницы, но и иностранцы.
Оказывается, в Одоев периодически заглядывают туристы из Таиланда, США, Германии. Кто-то приезжал даже из Японии, чтобы подготовить материал о филимоновцах для специализированного журнала. Так что музей живет. И ждет в первую очередь «своих» туристов, для которых глиняные медведи, петухи, бараны и барыни – не столько экзотика, сколько часть богатой отечественной истории, к которой так приятно прикоснуться. В прямом смысле слова.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий