Культура

09:00, 15 ноября 2013

Епифань на пересечении веков

Сегодня малым городам уделяется большое внимание как на региональном, так и на государственном уровне. На днях стало известно, что Министерство культуры РФ одобрило и готово выделить 220 миллионов рублей на восстановление храма в Епифани Кимовского района в рамках подготовки к празднованию 700-летия Сергия Радонежского.

О прошлом и настоящем поселка Епифань, некогда старинного уездного городка, рассказывает директор Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Владимир Гриценко:
– Первое, на что обращает внимание любой приезжий, – огромный Свято-Никольский собор на Красной площади Епифани, вокруг – частные домики, в которых проживали купцы, зажиточные люди, на чьи средства и была построена эта церковь. Но если вспоминать историю города, то надо начинать с той поры, когда этот населенный пункт еще не имел названия, а в том месте, где расположен Успенский храм, в конце XII века располагалось городище и небольшая крепость. Здесь пересекались дороги, одна из которых ведет на Богородицк и Дедилов, другая – на Михайлов и Рязань, третья – на Лебедянь. А уже с конца XVI века в Епифани родственник Ивана Грозного князь Мстиславский, у которого в Веневе были вотчинные земли, чтобы обезопасить их от частых татарских набегов, возвел острог. Сторожевую службу в нем несли казаки, которым боярин раздал земли в пойме Дона и предоставил финансовые льготы.
– Вряд ли у них была счастливая жизнь – ведь это время смуты...
– Да, эта территория богата не только плодородными землями, но и историческими событиями. В начале XVII века здесь зимовала еще не коронованная царица Марина Мнишек. А после Cмутного времени город переживал очень тяжелые времена: по писцовым книгам можно проследить, что немногие из тех первых поселенцев Мстиславского остались в живых. И чтобы решить проблему освоения этой территории, государством была принята такая мера: этих казаков стали верстать в дворян, давать соответствующее жалованье и земельный надел.
Но вернемся назад, к XIV веку, когда произошла Куликовская битва, с которой и началось государство Российское. С тех пор местными жителями из уст в уста передаются легенды. Одна из них даже запечатлена на недавно написанной фреске Успенской церкви: там видно, как местный священник поит вином литовцев, которые, захмелев, опоздали на подмогу татарам. Не думаю, что это выдумка, какая-то реальная подоплека имеется… Правда и то, что эту точку на карте войска Дмитрия Донского, идущие к месту сражения, просто не могли миновать. Если брать реалии того времени, то расстояние в двадцать пять километров – именно на столько отстоит от Епифани Первое поле ратной славы – как раз было дневным переходом войска, в котором состояли и конница, и пешие воины. Это сегодня мы на машине пролетаем такой путь за пятнадцать минут, а тогда они, вполне возможно, и задержались, чтобы отдохнуть перед последним отрезком пути.
– Логично, что ваш музей открыл здесь свой филиал пятнадцать лет назад.
– Но Епифанский историко-педагогический музей здесь работал и раньше, с конца позапрошлого века. Созданный попечением местных купцов, он был одним из первых в России и просуществовал до 1956 года. В хрущевские времена все ликвидировали, а вот куда делся целый ряд предметов, называемых в документах «реликвиями битвы», неизвестно, так и не смогли проследить их судьбу. А наш филиал был открыт с одной целью: дать возможность человеку, приезжающему на Куликово поле, не просто передохнуть с дороги, как когда-то делал это торговый и военный люд, но еще и окунуться в прошлое, в атмосферу того времени, ощутить иной ритм жизни. Экскурсанты из разных регионов часто спрашивают не только о событиях шестисотлетней давности, но и о периоде Великой Отечественной войны, которая также не миновала этот городок. И мы ставим перед собой задачу рассказывать обо всех деяниях предков, которыми могут гордиться современники. Основная экспозиция посвящена жизни купечества на примере семьи Байбаковых, в чьем доме и расположился музей. Но мы планируем, что  выставочное пространство будет посвящено событиям 1941 года, когда здесь шли бои. Не надо забывать, что Михайлов и Епифань – одни из первых городов, освобожденных в ходе битвы за Москву. Так что тогда, в далеком снежном декабре, ковалась майская Победа 1945-го, о чем надо рассказывать молодому поколению, чтобы не был забыт подвиг наших дедов и прадедов.
– Владимир Петрович, если уж мы говорим о событиях, связанных с историей этого края, правда ли, что к Епифани имел некоторое отношение и Петр Первый?
– Да, вспомним его преобразования в попытке выйти к морю: ведь поначалу он выбрал южное направление – через Дон и Волгу к Черному морю; строительство Санкт-Петербурга шло вторым этапом. И правитель предпринял очень масштабные, но мало известные – или мало описанные учеными – работы по созданию ивано-озерецкой канальной системы, призванной соединить две крупные реки. Если кому-то и знаком этот факт, то, скорее, по литературно-художественному произведению «Епифанские шлюзы», но там в центре событий не государевы задумки, а душещипательная любовная драма. А вот исследования археологов нашего музея, которые ведутся уже три года, показали, что для того времени здесь проводились просто колоссальные работы – сродни строительству БАМа или КамАЗа в XX веке. Только представьте, на протяжении почти двухсот верст русло Дона спрямлялось, углублялось, к нему проводились специальные дороги, по которым тягловые лошади должны были передвигать суда, строились шлюзы. Я уверен, что об этом нужно рассказывать потомкам: может, книги будут написаны или проведена конференция, и мы опубликуем ее материалы.
А вот экономический расцвет Епифани приходится на XIX век, когда здесь активно развивалось сельское хозяйство и местные купцы очень сильно поднялись на хлебной торговле. Тогда проходили частые ярмарки, люди на них съезжались отовсюду, жизнь кипела…
– Удивительно, как много событий произошло в этом небольшом городке, который перед приезжими предстает сонным, тихим…
– Только огромный Никольский собор напоминает о прошлом, он словно сохраняет это поселение. Ведь сколько храмов было разрушено по всей стране, в Тульской области, и нередко населенные пункты, где они находились, со временем исчезали с лица земли. Думаю, что, если бы и этот красивейший, градообразующий, согласно плану екатерининской застройки,  храм не уцелел, вряд ли осталась бы Епифань. Традиционно собор был возведен на намоленном месте, где раньше стоял старый, деревянный. Ходят слухи, и что архитектор был питерский,  и местные жители, из-за сходства этого храма с Исаакиевским, хотят верить, что и тут руку приложил Огюст Монферран. Существует предание, почему он был назван Никольским: когда строительство подходило к концу, здесь остановился обоз – у передней телеги сломалась ось, а везли на ней икону Николая Чудотворца. И строители, и жители углядели в этом знак свыше, тот торговый человек образ святого пожертвовал новому храму, который был освящен в его честь…
Чтобы привлечь внимание людей к этому историческому месту, мы возродили  проведение ярмарок, которые организуем совместно с правительством Тульской области, Кимовским муниципалитетом.
– Августовские ярмарки стали настоящими народными гуляньями, а поскольку они проводятся накануне Медового Спаса, то тут и сладкий продукт пасечники продают, его освящают на ступеньках собора.
– Мне кажется, что, поскольку сегодня губернатором, областным правительством принимаются такие колоссальные усилия по сохранению Свято-Никольского собора, можно говорить с уверенностью: у Епифани есть не только великое историческое прошлое, но и реальное будущее. Если на федеральном уровне выделяются средства на реставрацию собора, а в самом поселке асфальтируются дороги, решаются проблемы с водоснабжением, то все будет хорошо. И время не сможет разрушить город, который на протяжении веков  противостоял врагам…
Марина ПАНФИЛОВА
Андрей ЛЫЖЕНКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему