Культура

09:00, 15 января 2016

Еще раз про Левшу

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Новый спектакль Тульского академического театра драмы поставлен Вениамином Найманом к новогодним праздникам. Но он – на вечную тему, которая близка и дорога тулякам любого возраста: ведь в центре повествования – наш город, его прошлое и легенды.
Это уже четвертое в ТАТД сценическое воплощение истории о Левше (его играет Сергей Пыжов) и подкованной им аглицкой блохе (Марина Борисова), называется «Тульскiя диковины» и демонстрирует, насколько в нашей жизни прочно сегодня «прописался» жанр мюзикла.
Недаром вначале говорится, что эта история произошла так давно, что уже стала похожа на сказку: здесь есть многие фантастические герои и атрибуты – пляшущая «нимфозория», чудища «Твердоземного моря», пугающие главного героя, говорящая статуя Аболона Полведерского (Дмитрий Чепушканов). Впрочем, знакомый сюжет сдобрен новыми неожиданными поворотами: из сказочного запределья зрителей постоянно переносят в конкретную точку на карте – в Тулу. Лондон и Петербург здесь тоже есть, но они менее реалистичны.
А поскольку мюзикл – прежде всего шоу, зрителям скучать не приходится.
Автор инсценировки по мотивам произведения Николая Лескова, он же – режиссер и автор текстов песен, Найман сумел создать динамичное, веселое и в меру поучительное зрелище. А композитор Сергей Уткин и балетмейстер Валерий Сухов внесли свою лепту, и все герои действа танцуют (если речь идет об иноземцах) и пляшут (когда сюжет перемещается в Россию). И все это – с задором и с юмором: то очкастые аглицкие девки жеманятся, то «нимфозория», подкованная на все ноги, топает, как лошадь.
Новейшие технологии позволяют транслировать объемный видеоряд, и два русских императора, во время правления которых все и происходит, выведены на экранах: значительны, выразительно моргают и хмурятся, но – двумерны, поскольку  не они здесь главные.
Все внимание – на тех, кто радеет за Россию, прославляя ее в веках. Впрочем, бравый атаман Платов в исполнении Максима Толстикова – патриот и радетель, готовый на все, лишь бы иноземцы верх не одержали. Когда российского императора «заморыши» соблазняют своими диковинами, показывают «пистолю», Платов хватается за отвертку. И демонстрирует государю собачку, а там, на самом «сугибе», сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле», в зале в этот момент слышны аплодисменты.
А с какой любовью здесь наша малая родина изображена! «В Туле ведь с любой работой справятся, могут что угодно сотворить!..» – поет хор.
А голос сказителя за сценой повествует о том, что «день и ночь в Кузнецкой слободе горят горны, а искры от них превращаются в волшебных девок-тулянок, которые помогают мастерам…»
И те – легки на помине: павами плывут по сцене, переливаясь цветными огоньками. Художник Ирина Блохина создала сложные и оригинальные костюмы, подчеркнув различие между двумя сферами. Мир труда и творчества ярок и интересен. А вот дворец и его обитатели, как и англичане, желающие переманить к себе нашего земляка Левшу, все больше в черно-белых тонах.
В своем предисловии к сказу Лесков писал: «Я не могу сказать, где именно родилось баснословие о стальной блохе, т. е. завелось ли оно в Туле, на Ижевске или в Сестрорецке, но, очевидно, оно пошло из одного из этих мест. Во всяком случае, сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела… Своеобразная жизнь тульских оружейников, их искусство и патриотизм не могли не производить сильного впечатления на народ и дали материал для в высшей степени интересного сказа «о тульском косом Левше и стальной блохе».
А на сцене славят и Тульский кремль, и наши знаменитые пряники, и наковальни – величают Тулу, так что этот спектакль вполне может впредь служить своеобразной визитной карточкой ТАТД. И не случайно артисты все время выбегают в зал, на просцениум: они словно показывают этим, что все мы – потомки легендарных мастеров.
В беседе Вениамин Найман отметил:
– Конечно, готовясь к постановке, мы вспоминали историю жизни прототипа Левши – тульского оружейника Алексея Михайловича Сурнина, который, как следует из документов, много сделал для внедрения передового опыта английского машиностроения в русское оружейное производство. Он действительно был послан в Англию для обучения, быстро выдвинулся на одном из лучших английских заводов. Такое положение позволило ему глубоко изучить техническую сторону английского машиностроения. Известно, что похоронен мастер на Чулковском кладбище… И нам хотелось, чтобы эта старая легенда заставила зрителей по-новому взглянуть на свой город, на своих предков, ощутить гордость от причастности к ним…
И в финале спектакля со сцены звучит призыв-утверждение: «Жив Левша! Жив по сей день чудо-мастер, новые чудеса в своей кузне ладит, новые тульские диковины!..»
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий