Культура

14:24, 26 июля 2023

«Есть мой Бродский, есть твой Бродский, а есть Бродский еще другого зрителя»: как прошла премьера «Бродского театра» в Туле

«Есть мой Бродский, есть твой Бродский, а есть Бродский еще другого зрителя»: как прошла премьера «Бродского театра» в Туле

Альбина ВЛАСОВА
Фото автора

В «Типографии» состоялся спектакль «Бродского театра» с одноименным названием. Это уникальная постановка от режиссера Олега Бабича.

Олег приехал в Тулу в прошлом году на международный фестиваль GingerFest, который проходил осенью 2022 года. До этого он работал в театрах Санкт-Петербурга и Новосибирска. В нашем городе Олег осуществлял свою творческую деятельность в «Эрмитаже», но совсем недавно уволился. Сейчас же он режиссер, актер, и музыкант "Бродского театра", который он создал вместе с профессиональной актрисой Еленой Кисленковой. Мы отправились посмотреть на их первую работу в этом новом молодом проекте.

Этот спектакль представляет собой композиционно выстроенные стихотворения, объединенные между собой темой театра. Их также связывает игра актеров на сцене, которые между прочтениями произведений Бродского проводят актерские тренинги.

Были использованы стихотворения «Храм Мельпомены», «Театральное», «Пилигримы», «Посвящается Чехову», «Не выходи из комнаты», «Испанская танцовщица», «Портрет трагедии», «Конь в театре» и «Шесть лет спустя». С помощью них, художественных приемов и актерской игры персонажи на сцене разыграли рождение театра, его существование и гибель.

Работа получилась сложная, наполненная различными символами, и оставляющая после себя простор для размышления. Не только над проблемами театра, темой поэта и толпы, но и над нашим отношением к жизни в целом.

Нам удалось поговорить с режиссером постановки Олегом Бабичем, или, как в афише спектакля, с Олегом Игумновым до премьеры.

 99.jpg

— Как вы оказались в Туле?

— Хотел бы сказать: свалился с луны. Наверное, это более правдоподобно. Тула — город не лунный.

Исходным событием был GingerFest. После него я наконец понял, что оказался в Туле.

— Как вы видите тульского зрителя?

— Тульский зритель наивен. Тульскому зрителю интересен тульский зритель. У подростков тоже такая тема: им интересно, когда говорят про них. Это хорошо. Это узнавание по Аристотелю.

Обычно как бывает: в театр мужика зовет женщина. Особенно интересно, когда он охранник или полицейский, то есть редкий контингент в театре. Их не зазовешь. Интересно, когда я понимаю, что этот мужчина поверил, что я – настоящий «мент». Вижу по лицу, что он не просто поверил в перевоплощение, а в какой-то момент убедился, что я действительно полицейский! Я — не актер, а самый настоящий «мент», которого попросили сыграть в спектакле.

Еще был случай: однажды перед спектаклем я играл на гитаре и мог случайно подслушать, что говорят зрители. Они говорят про девяностые! Я думал, что таких разговоров нет. Нигде и никогда. Мужчина говорил своей жене: «Вот в девяностые было классно, жизнь была яркая, другие цвета. А сейчас что? И одеваются как-то странно, что стало с нами всеми? Конечно, это специфический зритель, но мне это нравится.

Театральный зритель – это отдельный вид искусства. Наверное, я не тот человек, который может говорить конкретно на эту тему, я не собираю статистику, но это мои наблюдения.

— Какова была история создания вашего спектакля?

— Получилось так: когда мы с Еленой, актрисой, делали этот спектакль, мы накопили критическую массу каких-то странных событий, которые сильно влияли на нашу жизнь. Это послужило определенным толчком для создания этого спектакля. То есть он получился не на пустом месте, а именно в нужное время в нужном месте с нужными людьми.

Почему мы решили сделать театр Бродского? Если говорить о стихах, то, думаю, таких проектов в Туле мало. Не считаю, что Тула — поэтический город. Но все равно есть люди, у которых на это будет спрос.

— То есть ваш спектакль рассчитан на какую-то определенную аудиторию?

— Да, конечно. Разумеется, я бы хотел, чтобы это были люди, которые увлекаются поэзией, или хотя бы ее читали. Это уже большой срез, потому что таких людей немного. И многие сегодня не знают, кто такой Бродский. Даже фамилия ничего не говорит.

И неподготовленному зрителю я тоже буду очень рад. У нас есть этюды между стихотворениями, которые помогут ему разобраться. В чем красота этих этюдов? Во-первых, нам проще из них работать, настраиваться на то или иное произведение, во-вторых, они транслируют нашу мысль в нашей сфере интересов, а в-третьих, они призваны облегчить восприятие.

— Какие художественные, стилистические приемы использованы в спектакле?

— Наш спектакль — это сочетание классических стихотворений Бродского с нашим нестандартным подходом к их прочтению. К каждому стихотворению мы подбирали свой театральный ключик. Это должно помочь зрителю больше прочувствовать эти произведения и заинтересовать его больше читать стихи.

Мы не пропагандируем чтение, нет, но мне хочется, чтобы сбилась какая-то школьная шелуха со стихов: надо читать, ударяя в каждое слово. Нет! Стихи – это глубоко личное восприятие мира. И неважно, свои они или чужие. Если тебе понравилось чье-то стихотворение, ты можешь считать его своим.

Нас очень беспокоила мысль создания нового театра, существования в нем и его разрушения. Мы хотели все это ощутить через стихи Бродского и через нас самих. И поэтому в этом спектакле много рассуждений на эти темы. На мой взгляд, они помогают зрителю: во-первых, добавляют легкости спектаклю, во-вторых, делают стихи более интимными.

Есть мой Бродский, есть твой Бродский, а есть Бродский еще другого зрителя. Давайте думать об этом.
Мне, например, очень не нравится, когда кто-то говорит, что если Козаков или Юрский как-то хорошо прочитали это стихотворение, то больше никто не может. Это в корне неправильная точка зрения.

Если ты будешь делать как они, то точно не получится. И не только потому, что ты не дотягиваешь до их уровня, не в этом смысл. Суть в том, что обязательно будет какой-то процент «себя», потому что ты присвоил это стихотворение.

Недавно у меня произошел спор с одной женщиной, которая утверждала, что читать Бродского, как это делаю я, нельзя. А я считаю наоборот, что только так и можно. Когда смотрю на свой спектакль со стороны, я понимаю, что по-другому мы бы его и не сделали.

— Сколько человек участвовало в создании?

— Иосиф Бродский участвовал, Михаил Чехов. Правда, они мне помогали: буквально начал представлять, что у меня беседа с ними происходит. Потому что материал очень насыщенный и самому с этим совладать тяжело.

У меня есть еще пара педагогов из Санкт-Петербурга, с которыми я консультировался. Еще есть несколько врагов, они конечно же тоже участвовали, не буквально. Не приходили на репетиции, конечно, но они создавали такие события в моей жизни и в жизни Елены, которые наложили огромный отпечаток на создании этого спектакля.

Состав спектакля был следующим:

  • режиссер, актер Олег Бабич

  • актриса Елена Кисленкова

  • актриса Катерина Доронина

  • фотограф-видеограф Артем Лоскот

Как это обычно бывает, спектакль должен начаться чуть позже, чем афишировалось. Зато мы сможем больше насладиться устроенной атмосферой: нагнетающий мрак, тусклые темные тона, которые создают нужный настрой. Обещали же показать смерть театра, разрушить его на наших глазах, так что все видимое отлично в этом помогает.

Двое действующих лиц выходят на сцену из кулис: среди них актриса Елена и режиссер Олег. Последний говорит зрителям свою вступительную речь, после чего незамедлительно начинается спектакль. Стоит отметить, что это очень быстрый переход: создается ощущение, что актеры на сцене просто пытаются настроиться на предстоящий спектакль, а не начали уже его действие.

Далее можно было бы изложить вам сюжет, подробно описать каждую режиссерскую и актерскую находку, но это будет неправильно по отношению к создателям. Вместо этого мы расскажем о некоторых интересных, даже символичных моментах показа.

Начнем с одной интересной детали: режиссер «незаметно» попросил аплодировать после каждого стихотворения: намекнул в своем вступлении, что если зрители захотят, они могут это сделать. Для актера очень важно чувствовать зрительскую отдачу на сцене: и в этом аплодисменты выступают отличными помощниками. Люди не проигнорировали такую просьбу: каждый раз, как заканчивается прочтение какого-то стихотворения, зрительный зал тепло благодарит артистов за их работу.

Следующий случай, который стоит отобразить, произошел небольшой импровизацией: Олег спросил у зрителей, нет ли у кого-нибудь томика стихов Бродского? Скорее всего, он рассчитывал на отрицательный ответ, чтобы построить на этом дальнейшее развитие. Но на удивление среди людей оказался человек, у которого действительно была книжка со стихами этого автора. И режиссер попросил молодого человека отдать ему ее. Он поставил ее на сцене на столе, где у них располагался реквизит, так, чтобы она смотрела обложкой в сторону зрительного зала.

Спустя какое-то время на сцену выходит актриса Катерина Доронина, чтобы прочесть «Шесть лет спустя». Ее должны вывести на сцену не как подготовленного человека, а как случайного зрителя, который знает стихотворение Бродского.

Актриса Елена потом призналась, что в этот момент немного растерялась, поскольку предположила, что молодой парень с томиком Бродского действительно может вызваться в качестве человека, который может прочитать стихотворение Бродского на сцене. Но также Елена прокомментировала, что если бы он вызвался, то она бы естественно вывела его на сцену. К сожалению, этого не произошло, хотя это было бы очень забавно.

Еще один интересный момент для меня, как журналиста, произошел в середине действа. Олег Бабич повторил ту мысль, которую высказывал на нашем интервью: о присвоении любого стихотворения, о возможности читать его так, как ты это чувствуешь, не опираясь на какие-то шаблоны.

После спектакля к нему подошла девушка, которая уверенно утверждала, что так читать Бродского, как они это делали в своей работе, ни в коем случае нельзя.

Эта ситуация вызывает много вопросов. Однако делать преждевременные выводы на этом не будем. Поскольку неизвестно, была ли это невнимательность к тому, что пытаются донести авторы, или в данном контексте она решила поспорить с их мнением.

676.jpg

После того как нам показали жизненный цикл театра: рождение, существование и смерть, спектакль завершился, а мы подошли к зрителям и взяли несколько комментариев. Некоторые из них отзывались о постановке крайне сомнительно: совсем ничего не поняли. Но большинство людей все-таки признавали этот опыт положительным: смогли прочувствовать атмосферу и получить удовольствие от просмотра.

Хочется пожелать всем участникам Бродского театра огромного успеха. Надеемся, что каждому из них удастся передать свои мысли и идеи множеству людей и быть услышанным.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий