Культура

14:22, 07 апреля 2021

Исторический секонд-хенд: что делать?

Исторический секонд-хенд: что делать?

Этот дом с мезонином – главная достопримечательность деревни Федоровка Ясногорского района. Слух о нем, как и множество тайн, легенд, с ним связанных, пренебрегая границами, разошелся далеко за пределы Тульской области. Построенный в 1827 году по заказу жены большого
военного чина, спустя полвека, в 1879 году, он сменил хозяйку.
Тогда его владелицей стала куда более известная дама – царица сцены, прима Малого театра Гликерия Федотова.

Двести лет тому назад

Доподлинно так и не известно – сама ли актриса приобрела это имение, как уверяют одни источники, или получила его в дар от почитателя таланта, на чем настаивают другие. Как бы там ни было, но к Федоровке служительница Мельпомены прикипела всей душой. «Моя маленькая Швейцария» – так называла Гликерия Николаевна усадьбу.

Правда, поначалу королева театральных подмостков, муза Островского – не секрет, что именно под Федотову Александр Николаевич написал многие пьесы, а сайт Малого театра указывает 29 спектаклей по произведениям выдающегося драматурга, в которых была занята Гликерия Николаевна, – наведывалась сюда лишь летом. А вот в начале XX века, с 1905 по 1909 годы, актриса жила здесь круглый год. После, по причине пошатнувшегося здоровья, вновь бывала наездами, в основном – когда тепло.

В Федоровке у Федотовой гостили легенды – оперный певец Федор Шаляпин, актриса Александра Яблочкина...

Сохраняли как могли

Каретный двор, конюшня, домик для прислуги… сегодня от всех надворных построек того времени остались разве что пара деревянных конструкций да часть ограды, опоясывавшей имение. Зато сам дом и теперь держится молодцом… насколько это возможно для старца, готовящегося отмечать 200-летие.

За свою долгую историю, меняя статус – от барской усадьбы до больницы, а последние 45 лет здесь размещается школа-девятилетка, – внешне и внутри здание не сильно изменилось.

– Площадь дома – почти 540 квадратных метров. Изначально все помещения представляли собой анфиладу комнат, так что здание можно было пройти насквозь, – рассказывает руководитель школьного музея Наталья Быкова. – Когда тут организовали больницу, были возведены дополнительные стены, но в целом переделка вышла незначительной.

– Центральное отопление с канализацией и водопроводом смонтировали лишь в 80-х годах прошлого века, – подхватывает директор Федоровской обще­образовательной школы Марина Чепанова. – Прежде было печное. Печей в доме много. В парадной зале – так сразу две.

Еще собеседницы рассказывают, что в конце прошлого века крыша здания совсем прохудилась. Вода угрожала дальнейшему существованию строения. Тогда педагоги обратились к губернатору Василию Стародубцеву. Тот прислал бригаду рабочих с материалами. Крышу перекрыли на совесть – даже спустя больше двух десятков лет претензий к кровле нет. А вот цоколи и декор здания требуют внимания.

Статус преткновения

Была бы просто школа – отремонтировали здание без проблем. Но ведь усадьба Федотовой – объект культурного наследия ре­гио­наль­ного значения. Статус этот строению был присвоен еще в 1978 году. И вот дубовые окна на пластиковые не заменить, да и просто оштукатурить здание, а после выкрасить – не получится. Закон запрещает. «Фасад входит в предмет охранных обязательств (замена окон возможна только на аналогичные деревянные)» – отмечают в Центре технического надзора, эксплуатации зданий и сооружений учреждений образования. Тут реставрация требуется.

Из акта технического состояния памятника, составленного Центром по охране и использованию памятников истории и культуры в феврале 2012 года:

«... состояние внешних архитектурно-конструктивных элементов памятника:

а) общее состояние – удовлетворительное;

б) фундаменты – не вскрывались; …

в) цоколь кирпичный невысокий (высота переменная) с обрезом. Состояние неудовлетворительное: обрез цоколя с разрушениями, имеются утраты и отслоения штукатурного слоя…

стены сложены из красного глиняного кирпича. Исторический штукатурный слой утрачен…

ж) внешнее декоративное убранство (облицовка, окраска, разные украшения, карнизы, колонны, пилястры, лепнина, скульптура, живопись на фасадах) – в состоянии не вполне удовлетворительном…

Балкон в настоящее время утрачен…

Состояние окон и дверей не вполне удовлетворительное… Историческое крыльцо главного входа утрачено».

Решить нельзя отложить

Как быть? Или... что делать? – вопросы хоть и не риторические, да только толкового ответа – по сути – на них нет. Начать нужно с того, что обязанность по содержанию зданий-памятников возложена на собственника или иного его законного пользователя. Так что, как поясняют в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия, «ремонт принадлежащего МОУ «Федоровская основная общеобразовательная школа им. Л. В. Виноградова» возлагается на данное учреждение и подлежит осуществлению за его средства».

– Необходимость поддержания объектов культурного наследия в надлежащем состоянии также возлагается на правообладателя, независимо от функционального использования или неиспользования этого памятника, – делает ремарку начальник инспекции Дмитрий Бойченко.

Он подмечает: что, когда и как ремонтировать – инициатива, которая тоже должна исходить от руководителей учреждений, организаций, работающих в таких зданиях.

Так что, если говорить конкретно о Федоровской школе, то в целом здание в удовлетворительном состоянии. Но даже установить только лишь «правильные» окна самой образовательной организации не по карману.

Вот и получается, что проблема – вроде бы как и не совсем проблема, а значит, ее к первостепенным не отнести. Потому запятая в резолюции: «решить нельзя отложить» – однозначно ставится во втором случае.

Так что включение в какие-то спецпроекты или привлечение спонсорских средств – оптимальные варианты, которые помогут справиться с поставленной задачей по замене окон.

Исключения из правила

В Тульской области числится 845 объектов культурного наследия ре­гио­наль­ного значения. Их состояние – предмет периодического мониторинга органов охраны памятников. Находятся они как в государственной, муниципальной, так и частной собственности.

– За последние пять лет проведены работы по сохранению, включая ремонт и реставрацию, на 158 объектах культурного наследия ре­гио­наль­ного значения, в том числе за прошлый год – на 54 объектах, согласно выданным разрешениям. План определяется индивидуально в соответствии с актами технического состояния, – говорит Бойченко. – К проведению работ допускаются юридические лица и ИП, имеющие лицензию на ведение такой деятельности, выданную Министерством культуры РФ. Реестр организаций размещен на официальном сайте ведомства.

Но все это второстепенно. Ведь до ремонта и реставрации нужно дожить. Недостаток финансов – камень преткновения, о котором говорят не только в регионах по всей стране, но и на федеральном уровне. В Тульской инспекции по госохране памятников считают, что поддержка за счет госбюджета могла бы способствовать улучшению ситуации. В пример там ставят работы на ряде объектов культурного наследия, которые продолжаются в нашей области за счет федеральных средств, выделенных к празднованию 500-летия Тульского кремля. И напоминают о том, как много строений в регионе было приведено в порядок в преддверии юбилея.

Тут самое время вспомнить и о государственно-частном партнерстве. В Туле за последние несколько лет было немало прецедентов, когда сотрудничество с инвесторами, получившими объекты культурного наследия в аренду фактически даром на условиях реставрации этих памятников, дало возможности сохранить и даже возродить их.

Но все это, по мнению ряда экспертов, в том числе и федеральных, лишь частности. Скорее, даже исключения из правила, которое гласит: по-настоящему разрешить ситуацию сможет комплексная государственная программа по восстановлению памятников, подкрепленная солидным финансированием.

Ее скорую реализацию оптимисты даже предсказывали в 2019 году, когда тема сохранения исторического архитектурного наследия активно муссировалась в федеральных СМИ. Но куда как более насущные проб­лемы – читай, эпидемия коронавируса и последовавший глобальный локдаун – вытеснили ее из первостепенной повестки года 2020. Так что пока памятникам остается привычная участь – ждать своего часа.

P.S. Женщина в окне

В школе организовали музей Гликерии Федотовой – единственный в России, посвященный легенде театральной сцены. Фотографии, письма, открытки… подлинных экспонатов, принадлежавших великой актрисе, наберется десятка три. После экспроприации в 1917 году все, что только можно было вынести из усадьбы, крестьяне растащили по домам. Разве что тумбочку удалось сохранить, да и то потому, что ее в дар школе преподнесли потомки Катринчик – крестьянской девчушки, которую Гликерия Николаевна взяла на воспитание. Есть еще сценические платья времен Федотовой. Они принадлежали не ей, но это подлинники, в которых выступали актрисы Малого театра век – полтора назад. Наряды – дар Малого театра, с которым теперь школа дружна. А еще местные поговаривают, что, как и положено дому с историей, вечерами здесь слышны шаги и шелест платьев. Натуры особо впечатлительные уверяют, что и силуэт Гликерии Николаевны нет-нет да и можно разглядеть в окнах усадьбы. Впрочем, это из разряда трансцендентального, выходящего за пределы сущего, а что действительно бывает, и тому немало свидетелей: вот уже больше пяти лет в Федоровке проходит фестиваль самодеятельных театральных коллективов «Федотовская весна», куда приезжают актеры из Тульской и Московской областей.

Арсений АБУШОВ
Елена КУЗНЕЦОВА

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий