Культура

09:00, 17 октября 2014

Как важно быть искренним

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Актер Тульского академического театра драмы, народный артист РФ Борис Заволокин – настоящий любимец публики. Его узнают на улицах, просят автограф, на спектакли с ним зрители  «ходят» специально.

– Борис Федорович, вы «вышли ростом и лицом» и были «обречены» на амплуа героя, но чаще играли характерных персонажей…
– Как ни парадоксально, за 54 года творческой деятельности я переиграл невероятное количество партийных деятелей: режиссеры считали, что у меня открытое лицо, природное обаяние. И хоть я рано поседел, но носил парик всего трижды: когда был в ролях двух поэтов – Пушкина, а потом Кольцова, и еще одного героя – лесного человека.
– Насчет обаяния режиссеры были правы: когда вы в «Неугомонной бабушке» в 1997 году сыграли Игоря, то все женщины в зале, независимо от возраста, желали, чтобы такой мужчина постучался и к ним в дверь…
– Удивительный спектакль поставил тогда Александр Иосифович Попов: десять лет шел на сцене с аншлагами. И несмотря на то, что было всего четыре исполнителя, зал был в напряжении все два часа. И потом «Бабушку» записали на радио «Россия», она будет сто лет храниться в архиве. А все потому, что в основе его – доброта, желание порадовать зрителя, которому всегда «хочется простенькой сказки».
– Правда ли, что, прежде чем прийти в театральную студию, вы работали на Тульском оружейном заводе?
– Да, до сих пор помню: 8-й цех, 21-е отделение. А потом в Туле открыли театральное училище, где преподавали Казимир Алексеевич Шишкин, Юрий Владимирович Юровский, который и организовал это учебное заведение, и я с успехом поступил и окончил. А потом переезжал за Юровским из театра в театр. Но на первое место работы поехал сам – в Закарпатье, в город Мукачево, и среди зрителей были и русские, и украинцы, и венгры, и поляки… Но о политических моментах говорить не будем.
– А как вы попали на Западную Украину?
– Я по молодости лет должен был отслужить и потому имел при себе рекомендательные письма в театры, имеющие отношение к армии. И директор Закарпатского драматического русского театра Дмитрий Михайлович Лиховецкий пригласил меня к себе: его зять был начальником облвоенкомата. Так что применительно к известной поговорке: солдат играет, а служба идет. А вот потом я ездил за Юровским, отыграл в восьми театрах, прежде чем вернулся в родную Тулу.
– Вы как-то сказали, что театр – место растоптанных самолюбий. А вас-то публика любит неизменно все пятьдесят с лишним лет. За что, как думаете?
– Не вру я ей. Это очень важно: уметь быть искренним. Вот недавно на юбилее Ольги Красиковой была премьера «Стеклянного зверинца», и меня там поразил – пусть не обижаются остальные исполнители – Сергей Пыжов. Он был невероятно откровенен, душу отдал этой роли, и мне было интересно наблюдать за его персонажем. Мне это близко, наше поколение воспитано на Чапаеве и Павке Корчагине, жили под девизом: «Сшибли с ног – сражайся на коленях, идти не можешь – лежа наступай!» И мы верили в это: помню, восемь лет подряд ездили на гастроли в Сочи с театром и каждый раз приносили цветы в музей Николая Островского.
– Борис Федорович, может театр привить веру зрителям?
– Если сами будем в чем-то убеждены, то и публику этим сможем заразить. Пусть пять, десять человек на спектакле проникнутся идеями добра и любви, мне этого вполне хватит – если такое будет происходить каждый вечер. Театр просто обязан строить свою работу на исконно русских традициях, пока нас заокеанские не одолели. Чего стоит фраза: «это ваши проблемы»? С каких пор в России живут по такому принципу? У нас христианское «положить живот своего за други своя» сменилось советским «сам погибай, но товарища выручай», по таким правилам и жить надо, чтобы человеком оставаться. А зачем засорять язык отростками от иностранных слов? Почему в газетах пишут «пролонгировать» вместо «продолжить»? Что, все так замечательно знают английский? Бросьте, в лучшем случае на уровне «читаю и перевожу со словарем», а вот поди-ка – слова употребляют, не задумываясь, порой и смысла их не понимая. Не только в печатном виде, но и с экрана, со сцены. А те, кто смотрит или читает, их не понимают.
– Или не хотят понимать; быть зрителем – это значит, быть собеседником.
– Верно! А это значит – обладать величайшим качеством: уметь слушать и вести диалог, то есть уважать собеседника. Вот мы и вернулись к началу разговора: надо быть искренним, правдивым и любящим. И театр, может быть, как никакое другое искусство сегодня, старается быть именно таким, как бы ни предрекали ему погибель пессимисты. Но разве может умереть живое общение, когда все чувства, все эмоции – здесь и сейчас?..
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий