Рекламный баннер.

Культура

19:52, 24 июля 2013

Керамический театр

Керамический театр
Фестиваль «Поляна» под Одоевом в 15-й раз собрал лучших мастеров-керамистов из России и ближнего зарубежья – тех, кто с уважением относится к традициям, но не боится экспериментов.
Глиняная терапия
В отличие от мимолетных фестивалей, где народ сегодня палатки разложил, а завтра уже с места снялся и направился домой, «Поляна» – фестиваль долгий и основательный. Он длится ровно неделю, за это время сюда несколько раз приезжает автолавка. А еще каждый день наведывается местная бабушка подкармливать обитателей поляны.
– А соленых огурцов у вас нет сегодня? – спрашивает проходящий мимо мужчина.
– Как это нет? – возмущается женщина. – Уже три порции на прилавок выкладывала – все разошлось.
Плотность населения тут такова, что палатки всех размеров и мастей образуют подобие городских улиц – стоят рядами «впритирочку».
– Дружелюбность атмосферы зашкаливает, – говорит мастер скопинской игрушки Татьяна Вознесенская. – Приехал новый человек – пространство уже в дефиците, а палатку ставить надо. Чтобы колышек вбить, приходится буквально под чужое жилище забираться. Но никто не жалуется.
«Поляна» – фестиваль народного творчества. Сюда съезжаются сильнейшие керамисты из Москвы, Калуги, Чебоксар, Рязани, Орла, Сочи, Киева. Среди них – художники-фрилансеры, работы которых оригинальны и ультрасовременны, и мастера, специализирующиеся на традиционных техниках и промысловых изделиях. Иногда наведываются творческие коллективы или сотрудники фабрик, которых приходится приглашать заранее, отправляя начальнику производства официальное письмо. Часто – институтские преподаватели со своими студентами. Собственно учебный интенсив и был основной идеей родившегося 15 лет назад опен-эйра.
Тяга к лепке из глины, как этакой этнотерапии, городскому «гомо сапиенсу» отнюдь не чужда.  Можно даже сказать, что сейчас это модный тренд.  И офисные сотрудники, у которых планшеты и смартфоны стали смыслом жизни, готовы платить своим психотерапевтам кругленькую сумму за сеанс вышивания или лепки. Так что «Поляна» с ее  народной направленностью – для такой публики то, что доктор прописал.
Формат фестиваля – это мастер-классы в режиме нон-стоп, ярмарка рукоделий и два творческих состязания: тут выбирают лучшего преподавателя и самую оригинальную поделку на тему «Птица счастья».
Что до мастер-классов – они двух видов: собственно учебные, на которых все желающие могут освоить навыки керамиста, и демонстрационные, которые превращаются в эдакие маленькие перформансы, театры одного керамиста.
Недавно фестиваль получил губернаторский грант – на эти деньги купили раскаточный стол. Агрегат раскатывает глину в ровный тонкий пласт, который потом можно теснить подручными материалами.
Дизайнерский фриланс
– Как такой узор получается? – переспрашивает мастерица Елена. – Дым попадает в трещинки на изделии. Но это так, между нами, девочками, сказано – на самом деле процесс куда сложнее…
То, о чем она говорит, – древняя японская техника раку. Изделия, выполненные в ней, монументальны, будто вытесаны из камня. Поверхность предмета покрывают глазурью не полностью – рисунок оставляют «голым». А чтобы ненароком туда не затекла глазурь – заполняют пустоты специальным резервом, который сгорает при обжиге. Когда раку-керамику достают из печи, все самое интересное только начинается. Ее бросают в специальную яму, заполненную древесной стружкой. Соприкасаясь с раскаленным изделием, опилки тлеют, а глина темнеет.
– Кажется, что их не человек сделал, – замечает мастер Светлана Стороженко, – ну или человек, но так давно, что вещь успела стать частью природы.
Светлана с мужем Сергеем приехали на «Поляну» из Киева. Они художники-фрилансеры. В теп­лое время года семья решительно снимается с места, пакует чемоданы  и  едет на фестивали. До этого чета Стороженко уже побывала на «Космофесте» в Алексинском районе, экофестивале «Тримурти» в Тверской области и «Соседнем мире» на Черном море.
Муж и жена сами чем-то похожи на глиняные статуэтки – кожа потемнела от постоянного пребывания под открытым небом, волосы выцвели. «Мы бродячие артисты», – в шутку говорят о себе художники.
Их изделия – керамические украшения, в которых темная глина сочетается с глазурью ярких цветов. Сергей – главный дизайнер творческого союза, на совести суп­руги – тонкая роспись глазурью.
– Светка – моя муза, – признается Сергей. – Большой плюс работы в тандеме в том, что можно прийти к необычным решениям. Этим же хорош и фестиваль «Поляна» – тут собираются матерые мастера, и в беседе с ними часто вскрываются творческие истины, о которых мы раньше лишь догадывались. И вся публика тут – искушенная в вопросах керамики. Это совсем не то среднестатистическое потребительское общество, испорченное доступностью и дешевизной китайского ширпотреба…
Браво, мастера!
Сделанные на мастер-классах вещицы обжигают прямо под открытым небом. Для этого на фестивале имеется весь необходимый инструментарий. На берегу реки сложили настоящую кирпичную  дровяную печь – для  глазурированных изделий. Несколько кирпичей – изразцовые, их в фестивальных условиях расписывала семья Сысоевых. В будущем году планируется, что изразцами покроется уже вся печь.
Рядом бумажная печь – визитная карточка фестиваля. Горящие дрова нагоняют внутри ее каркаса температуру в тысячу градусов, необходимую для обжига глиняной поделки. А не сгорает бумажный слоеный пирог оттого, что пропитан глиняным шликером – жидко разведенной глиной.
Обжиг начинают ближе к вечеру – в сумерках разогретое нутро печи выглядит особенно эффектно.
К огню подтягивается народ со всей фестивальной территории. Мастера стоят на изготовке – работать придется оперативно.
– Респиратор пусть наденет, отравится же! – кричит женщина из толпы, заметив керамиста без антидымной защиты.
– Какой респиратор? – зычно отвечает он. – Дым – это мой наркотик.
Обожженные поделки вытаскивают из печи щипцами и бросают в яму, наполненную древесной стружкой. Несколько человек засыпают изделия опилками из мешка. Когда углубление наполняется до краев керамикой, его закрывают крышкой.
– Браво! – кричат зрители, как будто керамисты отыграли перед ними спектакль.
Юлия ГРЕЧЕНКОВА
Андрей ЛЫЖЕНКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий