Культура

14:21, 19 июля 2019

Хрупкая красота

Ирина Мельханова
Геннадий Поляков

Дзи-и-инь!
– Только не сервиз… Графиня, поставьте супницу на место!
– Ни за что! Вот вам мои аргументы!
И снова оглушающе звенит бьющееся стекло. Судя по звуку, на этот раз вдребезги разлетелось что-то тяжелое – вероятно, упомянутая супница…

И хотя посуда бьется к счастью, а все присутствовавшие на открытии выставки «Всякая всячина» прекрасно понимали, что за дверями экспозиционного зала разыгрывается аудио­представление, каждый раз при звоне разлетающихся осколков губы десятка искусствоведов судорожно сжимались и на лицах отражалось страдание.
За закрытыми дверями, где бушевала «ссора» графа и его фрау, расположилась более чем половина экспонатов из бесценного собрания мейсенского фарфора, хранящегося в фондах Тульского музея изобразительных искусств.

Белое золото
Баснословно дорогой сегодня, коллекционный мейсенский фарфор XVIII–XIX веков и во времена своего создания был исключительно предметом роскоши.
Строго говоря, первый в мире европейский фарфор создавался как своеобразная валюта. Отчаявшись с помощью придворных алхимиков найти философский камень для пополнения золотой казны, курфюрст Саксонии Август Сильный, повелел разгадать секрет производства фарфора, завозимого в то время из Китая за такие деньги, что собственная мануфактура упрочила бы позиции королевской власти надежнее золота. Молодой ученый Иоганн Фридрих Беттгер добился первых результатов через два года. Так появилось «белое золото Саксонии», всего за несколько десятков лет доведенное до совершенства последователями придворного алхимика.
Выставка «Всякая всячина», открывшаяся в ТМИИ 17 июля, представляет коллекцию подлинных предметов, созданных на фарфоровой мануфактуре, основанной в 1710 году в немецком городе Мейсен.
Открывая выставку, заместитель министра, директор департамента культуры Тульской области Ирина Иванова от имени министерства поблагодарила сотрудников ТМИИ, на протяжении долгого времени собиравших эту богатую коллекцию, хранивших, изучавших, реставрировавших и представивших ее ценителям в год столетия музея.
На церемонии открытия присутствовали также руководители и сотрудники объединения «Историко-краеведческий и художественный музей», гости из Санкт-Петербурга – вице-президент Международного центра «Helenika» Елена Тарханова и президент Швейцарского центра в СПБ и Международного центра «Helenika» Мадлен Изабель Люти.

Пир на весь мир
– Произведения мейсенской мануфактуры – зеница нашей коллекции фарфора, – рассказала заведующая отделом западноевропейского и русского искусства ТМИИ Елена Оленич. – Здесь представлено около 120 экспонатов, среди которых – фарфоровые статуэтки и настольные украшения, вазы, предметы чайных и столовых сервизов, созданных в XVIII–XIX веках. Большая часть произведений поступила в фонды музея из усадеб и имений Тульской губернии: графов Бобринских в Богородицке, Волконских в селе Урусово Веневского уезда, Олсуфьевых в селе Красные Буйцы Епифанского уезда, а также из частных коллекций.
Перед глазами посетителей – все этапы развития мануфактуры. Вот подражание китайскому фарфору – ранние произведения. Здесь скульптурный период, представленный изящными, тонко проработанными пластически фигурами, расписанными надглазурной позолотой. Образцы фарфоровой скульптуры середины и второй половины XVIII века – классика мейсенского производства. Среди них особая гордость ТМИИ – знаменитые фигурки из «Обезьяньего концерта» Иоганна Кендлера. В фондах музея их две.
Особая тема на выставке – посуда. С 30 годов XVIII века в Мейсене начали изготавливать большие, если не сказать огромные, столовые, чайные и десертные сервизы. Несколько таких ансамблей заказал и граф фон Брюль, чей великолепный по изобретательности сервиз «Всякая всячина» дал название экспозиции.
Разнообразие форм, очертаний и росписей представлены в орнитологическом сервизе, выполненном во второй половине XVIII века. Чайный сервиз с прозаическим названием серии «В-форма» украшен богатейшим рельефным орнаментом, покрытым матовым и глянцевым золотом – более позднее изобретение, датируемое серединой XIX века…
Менялись производственные возможности и мода, но в том, что касалось стиля и качества исполнения, мейсенский фарфор никогда не опускал планки. Курфюрст Август не только пополнил казну и ввел моду на новые предметы статусности, но и обогатил сокровищницу мировой культуры шедеврами, которыми гордятся сегодня коллекции признанных музеев – Лувра, Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Эрмитажа, Русского музея… И – музея изобразительных искусств в Туле.
Каждому овощу –
свое место
Особое место в коллекции занимают раритетные предметы из столового сервиза «Всякая всячина», созданного в 1740-х годах по заказу графа Генриха фон Брюля на мейсенской мануфактуре.
Первый министр Августа III фон Брюль имел особую привилегию – мог делать собственные заказы на фарфор для особых торжественных и дипломатических приемов за счет мануфактуры. По мнению ряда историков, именно его соперничество в пышности обедов и приемов с другим королевским министром, графом Александром Сулковски, стало основной причиной вытеснения фарфором серебра и золота в убранстве и сервировке парадных столов – сначала в Саксонии, а затем и по всей Европе середины и второй половины XVIII века.
После смерти Августа Сильного премьер-министр фон Брюль стал управляющим мейсенской мануфактурой. Один из заказанных графом фарфоровых шедевров – «Всякая всячина» – сервиз на 100 персон, включавший 2200 предметов, ни один из которых не повторяется в исполнении декора!
– В век Просвещения высокий интерес к естественно-научным исследованиям находил отклик во всем, – рассказывает Елена Оленич. – Специально для декорации этого сервиза был приобретен ботанический атлас Иоганна Вайнманна – восемь томов с более чем тысячей цветных гравюр ручной прорисовки нескольких тысяч растений. Натуралистические иллюстрации ученого художники перенесли на фарфор. Кроме того, был придуман новый пластический декор. Сочетание розеток, плетенок и раковин на бортах тарелок также неповторимо для каждого предмета. В общей сложности на одной поверхности здесь совмещено 13 видов рельефов, 6 совершенно новых были разработаны Эберляйном, правнуком Кендлера, специально для этого сервиза. Сложнейшая работа, пиршество для глаз – «всячина» во всем!
После смерти графа сервиз среди других предметов роскоши был выставлен на торги, «всячина» разъехалась по всему миру. Многие предметы ансамбля, к сожалению, утрачены безвозвратно, ведь на протяжении более чем двух с половиной веков эта роскошная посуда многократно меняла хозяев и использовалась по прямому назначению…
На сегодняшний день найдено и сохранено всего 324 предмета из уникального сервиза. 58 экспонатов хранится в России. Почти треть из них – 17 предметов – в Тульском музее изобразительных искусств.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий