Культура

19:08, 11 марта 2013

Концерт для своих

Владимир Грезов почти 10 лет устраивает квартирники в городе оружейников. Такие домашние концерты стали неотъемлемой частью тульской молодежной культуры.
Немодные и немедийные
Желающие пойти на квартирник «от Грезова» собираются на одной из автобусных остановок в Пролетарском районе. Почти никто ни с кем не заговаривает. Но каждый ненавязчиво изучает взглядом стоящих рядом, мысленно оценивая: «Тоже на квартирник?»
Сейчас собрать аудиторию такого концерта-междусобойчика довольно просто при помощи социальных сетей. В 70–80-х, когда шла первая волна квартирников, способ узнать о том, что где-то готовится «самодеятельный концерт», был один – сарафанное радио. Но тогда, почти полвека назад, домашние концерты игрались потому, что рок-группы не могли давать публичные выступления из-за конфликта с культурной идеологией СССР. Квартирники устраивали такие известные музыканты русского рока, как Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Майк Науменко, Юрий Шевчук, Юрий Наумов и др. А сейчас интерес к ним вызван экзотичностью атмосферы и экономическими соображениями. Ведь чтобы устроить квартирник, нужна лишь жилплощадь, а чтобы сделать большой концерт – деньги и связи.
Грезов не единственный, кто в Туле занимается организацией квартирников, но, можно сказать, ветеран на этом поприще. В прошлом году благодаря Грезову тульская публика побывала на небольшом концерте виолончелистки Алисы Апрелевой, Сергея Калугина, Умки.
Его проект «КвартоТула» стартовал в октябре 2005 года – именно тогда прошел квартирник музыкальной группы, в которой состоял сам Владимир.
– Еще со школьных времен мы с друзьями дома играли на гитарах, писали песни, а альбомы записывали «на коленке», – рассказывает он. – Со временем музыкального материала накопилось довольно много, и захотелось презентовать его на акустическом домашнем концерте. А затем решили пригласить в гости друзей-музыкантов из других городов. С тех пор и стали посещать наш славный город многие немедийные и немодные рок-н-ролльщики. Со временем появились знакомые из других регионов, которые заняты в организации квартирников. Практически со всеми музыкантами, которые давали такой маленький концерт в Туле, я периодически общаюсь, и некоторые стали моими друзьями…
Главное – это артист
Несколько минут скорым шагом по дворам – и мы на месте, в самой обычной квартире. В коридоре сталкиваемся с музыкантом.
– Как добрались?
Певица явно смущается. Такая обстановка делает исполнителя каким-то незащищенным. Тут нет ничего из того, что надежно разграничивает артиста и зрительный зал на обычном концерте. Но в этом и есть соль квартирников – в близости артиста к народу, в атмосфере «для своих».
– Исполнитель и должен находиться в полуметре от зрителя, – говорит Грезов, – такой, как он есть: без электронных инструментов и микрофонов. Вот он зашел с чашкой чая, сел на стул и запел или просто начал разговаривать со зрителями…
Мы сидим, прислонившись спиной к стене. Ноги затекают, но выпрямить их некуда, сосед толкает локтем в бок, возится, как птица, устраивающаяся на ночлег, – ему тоже неудобно. В комнату типовой тульской «трешки» набилось человек 25. Обычная настольная лампа бросает желтое пятно на пол у окна. Там будет сидеть артист.
Грезов считает, в квартирнике именно приглашенный музыкант – самое главное. Не важно, удобно будет или нет и найдется ли печенье, чтобы во время «антракта» размочить в чашке с чаем. Владимир зовет в Тулу на квартирный концерт только тех музыкантов, которые ему симпатичны. Говорит, бывало, что его просили сделать квартирник исполнителя, который ему, Грезову, не импонировал. Признается, что не мог даже афишу нарисовать: рука не поднималась.
Случалось, на концерты «КвартоТулы» приходило всего по три человека.
– Лишний раз убеждался, как слабо тульская аудитория ориентируется в музыкальной среде, – комментирует Владимир. – Тут даже не со вкусом беда, а именно со знаниями. Те музыканты, которых я привозил, были довольно известны, но, что называется, в узких кругах…
Музейники и театральники
Кто-то пускает в «зрительный зал» шапку – так оплачивают «входной билет».
Квартирник в Туле – затея, мягко говоря, некоммерческая.
– Только два концерта из 50, что я провел, дали доход, – делится Грезов. – Один – пятьсот рублей, второй – тысячу. Еще около пяти концертов «ушли в ноль»: то, что удалось наскрести посредством «шапочного» сбора, как раз покрыло дорожные расходы артиста. Все остальные концерты были сплошь убыточными…
Квартирник сейчас – обычное дело. Не глухое подполье, как это было 40 лет назад, не что-то поражающее новизной, как пятью годами раньше. А довольно объемная, но обыденная часть молодежной культуры.
Не так давно Грезов уехал из Тулы в Белоруссию. Там дистанционно занимается организацией концертов легендарной группы ленинградского рок-клуба «Выход».
Передать свои полномочия оказалось некому, так что «КвартоТулы» больше нет. Зато есть другие активисты, продолжающие устраивать в Туле концерты музыкантов, которые не мелькают на телеэкране: Леши Вдовина, Гуши Катушкина, Бранимира, Андрея Козловского.
Сейчас это движение развивается все больше. Наравне с квартирниками появилось новое направление – музейники и театральники. Это все те же междусобойчики, маленькие собрания для своих, которые активисты устраивают в стенах музея «Тульский некрополь» и театра «Эрмитаж». Не в месте дело, а в атмо­сфере, непринужденной обстановке, стирающей границы между участниками.
  Юлия ГРЕЧЕНКОВА
Фото из архива Владимира Грезова
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему