Культура

00:00, 14 апреля 2018

Куклы не могут обмануть

Не случайно кукольники отмечают свой праздник на неделю раньше, чем все остальные лицедеи: этот вид искусства – самый древний. И не случайно к «братьям меньшим» они относятся, как к равным партнерам.

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Об этом состоялся разговор с актрисой Тульского государственного театра кукол Ириной Атлашкиной – в фойе театра, где на подоконниках расположились персонажи разных спектаклей – казалось, они и наблюдают за происходящим, и прислушиваются к разговору.
– Невозможно воспринимать их иначе, – отметила Ирина. – Ведь в куклу буквально вдыхают жизнь многие люди: художник, рисующий образ, потом – мастера цехов и, наконец, актеры… И вообще мне порой кажется, что не мы их ведем на сцене, а они нас, заставляя подстраиваться, улавливать нюансы настроения. А еще кукла не любит, когда вместо тебя кто-то другой начинает работать с ней. Я это поняла во время репетиций самого первого своего спектакля в Туле, когда заболела, а меня замещала коллега: по возвращении обнаружила, что моя Снегурочка словно стала чужой – отдалилась, и это не шутка, многие актеры со стажем подтвердят…
Ту «партнершу», как и свою первую роль, очень люблю, да и сказка Островского – одна из любимых. Кстати, с тех пор я каждый Новый год играю Снегурочку в театральной интермедии, и это большая ответственность: дети ждут от меня чудес, особенно девочки, которые всегда стараются подойти поближе, прикоснуться – и такой восторг в глазах: «Она настоящая!..»
Ирина Атлашкина родилась и выросла в Йошкар-Оле и могла бы, наверное, стать балериной: с детства занималась танцами и данные хорошие – пластика, артистизм. А еще – длинные руки, что очень важно для выразительности жеста. Это последнее качество оказалось решающим, когда девушка, недобрав баллов на актерском отделении Нижегородского театрального училища, подала документы на кукольное. Ее поначалу не хотели брать: при маленьком росте трудно доставать до края ширмы, но один из педагогов, взглянув на руки Иры, убежденно сказал: «Дотянется…»
Тула, куда Атлашкина приехала в 2000 году, встретила ее дождем и ненастьем, но ТГТК с его маленькой сценой и уютным залом сразу стал своим. И то, что театр расположен в центре города, рядом с «сердцем Тулы» – древним кремлем, понравилось: сочетание старины и современного ритма.
В репертуаре тульского кукольного – спектакли для самых маленьких зрителей и обычные вечерние, драматические, для взрослой публики, где приходится играть в «живом плане».
– Детский зал очень отличается от взрослого, подростковый – от семейного, – говорит Ирина. – Школьники трудного возраста, как и во все времена, несколько циничны, до них сложно достучаться, но когда удается – это счастье по обе стороны рампы, то самое волшебство, которое чувствуют и зрители, и актеры.
Конечно, сегодняшний зритель более искушен, избалован зрелищами. Но живые эмоции, идущие от души, не заменишь никакой компьютерной графикой: за этим чудом и идут люди в театр. И когда артисты выкладываются по-настоящему, не халтуря, люди  любого возраста это чувствуют. Но особенно, конечно, дети: они самые требовательные, их не заманишь в сказку фальшивой игрой.
Живое общение и обмен эмоциями – вот то, на чем во все времена стоит театр, его не заменить никакой механикой – по сравнению с современными технологиями это будет выглядеть слабовато. И потом, дома ты – в одиночестве, а тут – со-переживание, со-чувствие…
Случались периоды, когда я играла мальчиков – Буратино или вот Нильса в нашей последней премьере. А еще часто изображала зай­цев, и самый любимый – герой невероятно трогательного спектакля «По зеленым холмам океана». Помню, я ходила в цеха, смотрела, как его создают, – каждый штрих, каждую деталь. А сейчас он – в кладовой: когда спектакль списывают, куклы продолжают жить.
Бывает так, что кукла не совсем удобна по механизму. Помогают только репетиции: с ней нужно подружиться, пообщаться. Это удивительное состояние, когда берешь ее в руки в первый раз, не передать словами…
Животные в театре кукол чаще всего наделены человеческими чертами и характерами: их прототипы мы находим в жизни.
И, как ни странно, роли влияют на твою жизнь – такая вот мистика. Когда ты Снегурочка, Дюймовочка – это один этап существования, и в жизни все складывается, удается. Но вот случилась встреча с Колдуньей в «Огниве» – и такие ситуации начались!.. Но я постаралась не просто полюбить ее, но и оправдать: найти объяснение, почему она стала отрицательной героиней.
Ирина Атлашкина владеет перчаточными, тростевыми, теневыми, планшетными куклами. А поскольку Тульский государственный театр кукол постоянно участвует в различных фестивалях, ее роли оценивает не только местная публика, но про­фес­сио­наль­ное жюри. И за Слоненка и Светлячка актриса получила награды – настолько трогательными получились эти персонажи.
В Туле у нее масса поклонников разного возраста: узнают на улице, подходят, говорят добрые слова, дарят цветы. Впрочем, подарки бывают разными: однажды преподнесли букет и… четыре банки пива, так расчувствовался кто-то из взрослых зрителей.
Была у Атлашкиной постоянная поклонница – девочка, которая, уезжая из Тулы, пришла попрощаться с любимой актрисой.
А перед Новым годом маленький мальчик вручил Ире сверток, в котором были вязаные носочки: красивые, теплые, очень пригодившиеся ей в зимние холода. И когда в свой день рождения, 7 марта, актриса была в драмтеатре на торжествах в честь Международного женского дня, пожилая женщина в фойе подошла, поздравила и сказала: «Вы – наша с внуком любимая актриса, это я для вас носки связала…»
– Люблю работать именно с кук­лой, хотя это сложный и трудоемкий процесс: приходится одновременно следить, где находятся коллеги, попадать в ритм спектакля, музыки, а порой несколько актеров играют одну роль – кто-то отвечает за руки-ноги, кто-то – за мимику, – продолжает Ирина. – Я ни разу не пожалела, что выбрала когда-то кукольное отделение, и до такой степени, что называется, живу профессией, что, даже приезжая в отпуск к родителям, невольно начинаю «оживлять» какие-то предметы – скучаю по своим маленьким партнерам.
Играть на сцене больше люблю с куклой: в обычном драматическом спектакле ты словно в одиночестве, даже при наличии других актеров. А когда мы вместе с куклой – это уже ансамбль. И свои чувства ты вкладываешь в персонажей, которые оживают и начинают действовать. Кукла вообще может творить чудеса со зрителями: им может казаться, что она улыбнулась, пустила слезу, моргнула, и все это возможно даже в том случае, когда механика движений не предусматривает. Мы верим кукле, потому что считаем, что она не может нас обмануть.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему