Культура

10:27, 23 сентября 2020

Легендарно!

Прожить 500 лет и не обрасти легендами – это уже само по себе похоже на небылицу. Исток и сердце города, Тульский кремль тоже хранит свои предания.

Взрослея и меняясь вместе с Тулой, кремль долгое время сохранял актуальность в первую очередь в качестве защитника. Потому и самые интересные, значимые истории о нем связаны с военными событиями. В частности, с теми, что развернулись здесь в 1552 году, когда наш город пытался захватить крымский хан Девлет Гирей.

О стойкости и мужестве защитников кремля тех времен сказано немало, но из века в век передается легенда, повествующая, что не обошлось тут и без вмешательства высших сил.

Бог в помощь

Искони был у города небесный покровитель и заступник – Николай Угодник. Вплоть до революции он пользовался в Туле огромным почитанием, и неподалеку от кремля находился храм в честь Николы Тульского, где хранился рукописный образ святителя.

Легенда о том, как был обретен этот образ, пожалуй, самая широко известная на сегодня и в то же время одна из древнейших.

Людская молва донесла, что незадолго до нападения крымчаков икону эту чудесным образом нашел на болоте в окрестностях кремля некий казак Ермолай. И будто бы сошел с иконы святитель Николай и обратился к казаку. Наблюдаю, мол, несчетные лета мир дольний да мирян православных. И вижу, что здесь, на тульской земле, живет народ столь удивительного бесстрашия, столь крепкой веры и верности, что буду я ему впредь великой стеною и покровителем. И не будет град сей знать ни одного поражения…

Верить или нет – дело каждого, вот только с того момента минуло почти пять веков, а ни одна попытка захватить Тулу успехом не увенчалась.

Сама икона, к сожалению, была утрачена после революции, но списки с нее сегодня хранятся в нескольких храмах нашего города. А в Казани по сей день действует церковь Николая Чудотворца Тульского. Это – первый православный храм, воздвигнутый по велению Ивана Грозного в городе, взятом царским войском. Весть о том, что именно чудесное заступничество под святого Тулой позволило походу на Казань состояться, облетела тогда всю Русь.

Да пребудет с нами сила!

Другая история, «объясняющая» несокрушимость Тульского кремля, связана с его возведением.

К строительству крепости наши православные предки отнеслись серьезно, использовав для этой цели лишь три «богоданных материи»: древесину, белый камень и глину для кирпичной кладки.

Дерево для славянина – глубокий символ. Из древесины создавалось на Руси буквально все, от сохи до фрегата, от ложки до сруба. Кремль наш тоже стоит на деревянной основе: глубоко в землю вбиты определенным образом дубовые сваи, держащие стены и башни.

По подсчетам исследователей, таких свай в остове Тульского кремля – от 70 до 80 тысяч. Колоссальная работа! Но люди свято верили в то, что именно эта основа, вобравшая «мощь дуба», придаст стойкости и самому сооружению, и защитникам крепости.

Глина, по поверьям, хранящая первородную силу матери-земли, стала основой для кирпича, что пять веков назад был, конечно, не чета нынешнему. Отличался по составу, качеству, цвету. Но главное – весил почти полпуда. Даже звался он в те времена «двуручным»: одной рукой кирпич было не поднять.

А третий материал – белый камень кремлевских стен, упомянут в сказании, сюжет которого услышал в Московии и впоследствии записал известный немецкий путешественник Адам Олеарий.

Предание гласит, был де в предвечные времена в центре мира Алатырь-камень – «пуп земли» и «всем камням отец». И расколот был однажды валун из «бел-алатырь-камня», а части его разделены были между девятью городами, образующими обережное кольцо вокруг Москвы. Пока «в центре изначалья» того или иного города хранится такой камень, город этот будет неуязвим для врагов.

Что примечательно, все города, где якобы спрятаны были осколки алатырь-камня, в древности были крепостями засечных линий. Во многих из них существуют свои вариации этой легенды, кое-где известно и местонахождение самого камня. В Дмитрове, например, на нем даже надпись выгравировали. 

Один из девяти сакральных осколков, по легенде, находится и в Туле – заложен в фундамент кремля. Вот только отыскать средоточие «силы, которой нет предела» весьма затруднительно – затерялся алатырь-камень среди прочих белых камней кладки.

Наша Даша громко плачет

Какая крепость без призраков? У Тульского кремля свое привидение тоже есть. Но бродит оно вовсе не по винтовым лестницам бывшей пыточной Никитской башни.

Эта кремлевская легенда также отсылает к XVI веку – временам, когда нападения крымчаков, в особенности на посадскую часть Тулы, случались нередко. В один из таких набегов, как гласит предание, и потерялась тулянка Дарьюшка.

Надо сказать, что о приближении татар посадские люди узнавали обычно загодя – сторожи на подступах к городу не дремали. Но времени, чтобы скрыться в осадных клетях за каменными стенами кремля, все равно было в обрез. В суете и панике при продвижении посадских к крепости никто не заметил, как от семьи отбилась девочка Дарьюшка. Спохватились поздно: ворота кремля наглухо закрыли перед осадой, ребенок остался за стенами…

Растоптали ли девочку крымские конники, увели ли в полон, или удалось ей укрыться, а только родные ее больше не видели. И с тех пор лунными ночами стал, будто бы, являться под стенами у одной из воротных башен кремля девичий силуэт. Тонким голоском плачет Дарьюшка, просит ее впустить…

Посеребри ручку

Еще одна малоизвестная не легенда даже, а скорее байка относится к XVII веку и повествует о том, как держали осаду в кремле силы Ивана Болотникова и почему потерпели поражение. «Истинная причина», оказывается, в жадности предводителя восстания!

А дело, говорят, было так. Когда мятежные люди, закрывшиеся в кремле, поняли, что перспективы их безрадостны, царская рать под стенами велика, а пути к отступлению нет, любой план спасения стал бы для них хорош. И, хотя народ то был по большему числу прагматичный, в потусторонние силы не верящий, да, видно, край настал. Предложили люди своему предводителю заручиться поддержкой нечистой силы. И «переговорщик» нашелся – колдун из посадских, притом расстрига, от церкви отлученный. Этот дорогу к чертям точно знает.

Пришел колдун, обещал помочь, да больно много серебра затребовал. Решил Иван все разом не отдавать, остеречься от обмана. Тот плечами пожал, тайным ходом вышел с мошной на берег Упы… да и бросился в реку. Так долго не было «переговорщика», что Болотников кинул шапку оземь и решил уже возвращаться, как вдруг – избитый, израненный, еле живой – выбирается на берег колдун. Без денег.

«Эх, - говорит, - твоя милость, пожалел ты мне дать, сколько я запросил. Со всеми наиглавнейшими чертями договорился я, да один маленький чертенок остался. Заплатить ему было нечем. А без него дела не решить». Так и остались мятежники без помощи…

По одной этой байке можно понять, что к Болотникову, навлекшему на местный люд царский гнев, долго еще относились в наших краях непочтительно. Поговаривали, мол, фамилия сама за себя говорит: Болотников сын он и есть – порождение духа нечистого.   

Между тем, три с небольшим века спустя Иван Исаевич самим фактом своего существования, можно сказать, спас Тульский кремль от разрушения и забвения. В ранний советский период крепость стремительно ветшала, и все шло к тому, чтобы вовсе разобрать «оплот царизма», когда нашлись изобретательные люди, придумавшие спасительный поворот. Кремль предложили рассматривать как… место самого значимого народного восстания против царской власти. Ход оказался удачным. Кремль устоял и на сей раз.

…А где-то в откосе береговой линии Упы, возможно, и по сей день лежит припрятанное пройдохой-колдуном серебришко.

Птица-небылица

Самой юной кремлевской легенде нету еще и века, поскольку главный ее герой сам появился на свет лишь в шестидесятые годы прошлого столетия.

Речь о любимой, как экскурсоводами, так и экскурсантами истории о волшебных способностях птицы гамаюн, «обитающей» в Тульском кремле.

Райская птица из славянской мифологии издревле считалась вестницей богов, пророчащей счастье и благополучие. Чтобы эти блага обрести, мифическую птицу «полагалось» увидеть воочию, что по понятным причинам едва ли кому-то удалось. Реализуемой легенду сделали туляки – после того, как вещий гамаюн «угнездился» на башне Пятницких ворот в виде резного флюгера.

В царское время флюгеров на башнях Тульского кремля не было вовсе. В середине XX века они были выполнены типовыми, в форме прапоров – небольших знамен с длинными хвостами. Но после масштабной реставрации прошлого века каждую из девяти башен увенчал свой флюгер оригинальной формы. Пятницкой досталась «птица счастья» с женским лицом.

Кто и в какой момент переиначил поверье, неизвестно, только вот уже несколько поколений туляков знают, что успешным, богатым и счастливым можно сделаться, если сумеешь поймать на себе тень гамаюна с башни Пятницких ворот.

Задача, к слову, непростая. И дело даже не в вертлявости флюгера, а в том, что тень птицы крайне редко попадает на те участки, где вообще возможно находиться человеку. Не удержавшиеся от экспериментов сотрудники музея «Тульский кремль» смогли обнаружить пока лишь одну доступную зону, которую «пятницкий гамаюн» регулярно осеняет крылом. Рано утром тень птицы пробегает… по верхнему этажу расположенного поодаль здания крупного банковского отделения. Вот и не верь после этого легендам.

 

 

 

Благодарим за помощь в поиске легенд

сотрудников музея «Тульский кремль» и его руководителя Елену Зыкову


Ирина Мельханова

Сергей Киреев


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий