Рекламный баннер.

Культура

18:34, 29 сентября 2015

Лучший, первый, единственный

Лучший, первый, единственный
 Марина ПАНФИЛОВА

Начало нового сезона в Тульской областной филармонии ознаменовалось концертом Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением народного артиста России, действительного члена РАИ, кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» и обладателя других российских и международных наград Павла Когана.
Когда речь идет о маэстро Когане, употребляются эпитеты в превосходной степени.
Он первый в СССР получил специальное разрешение на одновременное обучение по двум специальностям – скрипичному и дирижерскому делу в Московской консерватории. В 2010 году коллегия судей Международного конкурса скрипачей имени Сибелиуса единодушно признала Павла Когана лучшим за всю историю состязания. В 2011-м его имя вошло в список 10 величайших дирижеров ХХ века, составленный авторитетным британским телеканалом Classical TV, и этот перечень можно продолжать.
На концерте в Туле МГАСО
исполнил симфонию № 6 Бетховена и Фантастическую симфонию Берлиоза.
– Будущий год – юбилейный для нашего оркестра, которому исполняется 75 лет, – рассказал в беседе Павел Леонидович. – Это немалый срок для такого коллектива. За три четверти века он посетил около 50 стран мира, было дано множество концертов. Так что праздновать будем весь сезон, гастролируя, даря поклонникам встречи с музыкой.
– Обращает на себя внимание то, что сегодня у оркестра довольно молодой состав.
– Обновление идет постоянно, старшие передают свое умение, мастерство представителям младшего поколения. Но остаются традиции, заложенные в начале ХХ века. Тот уровень, который был, незабываем и никогда не забудется. Это золотые страницы истории оркестра. Поэтому кадровый вопрос очень и очень остро стоит сейчас.
– Есть очередь из тех, кто желает стать частью МГАСО?
– Да, но принимаем лишь музыкантов, которые посвящают делу, искусству всех себя, не разбрасываясь, не отвлекаясь, и занимаются этим всю жизнь – начиная с самого раннего возраста. Скрипач, или пианист, или виолончелист, занявшиеся музыкой, условно говоря, в 12–15 лет, – редчайшие примеры в истории. Как правило, в таком случае человек уже не сможет стать настоящим профессионалом.
– У вас играют только российские музыканты?
– В общем, да, есть два человека из Белоруссии и один из Казахстана.
– Очень приятно, что представители семьи Коганов часто приезжают в наш город, весной перед туляками выступил ваш сын Дмитрий… Как вам работается здесь?
– Очень хорошо, публика замечательная. И сегодня просто в воздухе чувствуется праздничное настроение открытия сезона. Видно, что люди за лето соскучились по классической музыке, а Московский государственный академический симфонический оркестр далеко не в первый раз работает здесь на таком событии.
– А когда начался сезон для МГАСО?
– 8 сентября в Москве, и впереди – поездки по России, по разным странам. Музыка не имеет границ. Языкового барьера не существует, так что мы – как послы мира.
– С вашим коллективом работали Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Николай Петров, Денис Мацуев. Но ведь сосуществование двух ярких личностей рядом зачастую вызывает напряжение…
– Это тоже искусство – найти общий язык, соединить индивидуальности, чтобы представить в итоге публике совместное выступление. И задача дирижера действительно очень сложная. Он, в отличие от музыканта, который извлекает божественные звуки из инструмента, то есть из предмета (хоть и с душой), имеет каждый день дело с живыми людьми.
– После того как вы в прошлом году стали послом Олимпиады и пробежали с факелом, не было желания всерьез заняться спортом?
– Времени нет. Но дирижирование несет в себе элементы спорта: нужно быть тренированным, даже закаленным, поскольку приходится нести серьезные физические нагрузки. Творческий процесс – это же сгусток напряжения всех родов, что называется, человеческих побуждений, устремлений и так далее. И поверьте мне, выстоять несколько часов за пультом, управляя оркестром в сложной программе, – непросто. И если человек не имеет многолетней практики, он упадет.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему