Культура

09:25, 25 сентября 2015

Мир за ширмой

 Марина ПАНФИЛОВА

Тульский театр кукол любит удивлять зрителей: ставить спектакли сюда приезжают лучшие мастера сцены из двух российских столиц и ближнего зарубежья. Одна из них – легендарная питерская художница заслуженный деятель искусств РФ Нелли Полякова.
За 46 лет творческой деятельности Нелли Ивановна оформила более 140 спектаклей. Постановки в оформлении Поляковой видели дети многих стран мира: Ирана, Ирака, Кувейта, Судана, Сомали, Египта, Финляндии, Шотландии, Испании, Великобритании и других. Она получила множество наград и дипломов, в том числе высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит».
Тулякам повезло: уже давно на сцене нашего кукольного театра идут спектакли Поляковой. Чего стоят только ее куклы-тантамарески из спектакля «Муха и Комар», которые привели публику в восторг!
Нелли Полякова перед очередной премьерой в ТГТК – спектаклем «Левша» – дала интервью «Тульским известиям».
– С куклами не расстаюсь с детства, даже в Ленинградский театральный институт (нынешнюю Театральную академию) пришла поступать, держа в руках самодельную красавицу из фанеры, для которой много лет сама конструировала костюмы, – сказала она. – Я же ребенок послевоенного времени, игрушек у нас почти не было, вот и придумывали… Мой будущий педагог Николай Павлович Акимов тогда так заинтересовался моей «подружкой», что я была принята.
После окончания института десять лет проработала в драматических театрах, но потом кукольники – и куклы! – перетянули.  
Был в России знаменитый режиссер Юрий Елисеев, который в 1969-м пригласил меня в Ленинградский театр сказки главным художником, вот с этого и началось…
– В чем разница между драматическим и кукольным мирами?
– Этот второй дает большую возможность воплотить все замыслы, создать самые невероятные спектакли. Не случайно мое имя в Европе, в Азии стало известно именно благодаря кукольным постановкам.
– В фильме «Сказки старого Арбата», где мастера-кукольника играет Игорь Владимиров, порождения его фантазии – его питомцы – живут тут же, в квартире, но собственной жизнью. А ваши?
– У меня дома хранятся самые любимые, верные, те, которые выставляются в разных экспозициях. Но вот что касается их особого существования… Знаете, артисты могут сказать, что сегодня их «партнер» выглядел усталым, или как-то странно смотрел: человек и кукла – удивительный симбиоз. Поэтому я всегда сама расписываю лица: ведь таким образом прорисовывается характер персонажа. Однажды в Польше художники все прекрасно сделали, на первый взгляд, по моим эскизам. Но в их исполнении получились уже совсем другие образы, не те, что задуманы были мной. И я собрала всех кукол и «довела», а без этого спектакль был бы другим. Не случайно наши предки-язычники никогда не рисовали лица детским игрушкам: чтобы нечто злое не обрушилось на ребенка в случае, если маска-лик получится неудачной… Хотя один критик в Чехословакии написал, что даже злые персонажи у меня подкупают своим добродушием.
– Ваши куклы похожи на вас, потому и незлобивы?
– Искусство – всегда дело авторское, через душу пропускаешь все. И при этом не думаешь ни о наградах, ни о гонорарах… Правда, когда я в Великобритании делала доклад о своем творчестве, показывала слайды, один искусствовед из Лондона важно вопросил: «А вы знаете, что работаете на европейском уровне?..» Хотелось ответить, что кукольным театрам из многих европейских столиц далеко до российских областных – такого высокого класса у нас работают мастера. Так что обращенный ко мне вопрос был весьма… странным. А потом организаторы той конференции в Лондоне еще добавили: «Мы бы вас пригласили поработать, но нам вас не оплатить…»
– Это действительно так?
– Я слишком люблю свою работу, чтобы торговаться по поводу гонораров. И уж если мой труд по карману театрам российских провинциальных городов…
– Неужели кукольное искусство в Европе плохо развито?
– Просто государственные театры там не поддерживаются, но есть много частных, любительских, где работают очень одаренные люди. Ну и, разумеется, хороши итальянцы – наследники давних традиций. А в России, где балаганы с неунывающим Петрушкой всегда были любимым народным развлечением, это искусство на высоте. Особенно после того как в 1931 году открылся самый крупный в мире театр кукол, созданный Сергеем Образцовым и ставший своеобразным ориентиром для всех нас.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий