Рекламный баннер.

Культура

00:00, 23 июня 2018

На поезде времени

Софья МЕДВЕДЕВА
Сергей КИРЕЕВ,
Геннадий ПОЛЯКОВ

Что может быть романтичнее поездок по железной дороге! Длинный зеленый состав электрички выстукивает по рельсам какую-то одному ему известную мелодию. Вагон полон галдящих пассажиров. Кто-то обсуждает, уродятся ли огурцы, – это дачники, они самый популярный контингент пригородных поездов в выходные. В углу у тамбура устроилась молодежь, то и дело выскакивающая на минутных остановках на платформы. Шумные, они везут с собой гитару, шампуры и что-то звенящее в пакете, ведь лето – пора для пикников.

А есть те, кто прильнул к приоткрытому окну и любуется. Мелькающими березами, раскинувшейся рекой, дачными будками или добротными двухэтажными постройками. Длинными платформами со скучными, нумерующими километры названиями, по которым никак не выучишь ни географию, ни историю Тульской области. Но среди этих серых и безликих остановочных пунктов можно найти «жемчужинки» – вокзалы.
Конечно, большинство из них вполне обычные. Но есть и те, что заставляют перенестись на несколько столетий назад. «Тульские известия» подготовили несколько любопытных железнодорожных маршрутов со станциями, на которых точно нужно побывать, ведь попав на каждую из них, вы рискуете пропустить свой поезд, залюбовавшись видами окрестностей. Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – Город-герой Тула.

Билеты для Толстого
В северном и южном направлениях можно стартовать с Московского вокзала оружейной столицы. Отсюда не только идут электрички: здесь к одной из платформ пришел на вечную стоянку бронепоезд № 13 «Тульский рабочий», а точнее, его копия, ставшая музеем.
История поезда неразрывно связана с обороной города. Его создали тульские железнодорожники осенью 1941-го, и все 45 дней, что город противостоял фашистам, он охранял подступы к Туле.
Сейчас в состав военно-мемориального комплекса входят реконструированные бронепоезд, состоящий из бронепаровоза, бронеплощадки, контрольных платформ, и базы дивизиона. В боевой части бронепоезда для посетителей открыта экспозиция, где воссоздана обстановка времен Великой Оте­чес­твен­ной вой­ны. Осмотреть поезд можно не только изнутри, но и снаружи.
Один из маршрутов, которым можно отправиться отсюда, – толстовский, к станциям Козлова Засека, куда при жизни часто наведывался Лев Николаевич, и Щекино, которая до 1902 года называлась Ясенки. Отсюда писатель навсегда покинул Ясную Поляну.
Архитектурный комплекс Козловой Засеки состоял из товарной конторы, вокзала, летних касс, буфета, путейского домика. Станция приняла первые составы в 1868 году и играла огромную роль в жизни соседних населенных пунктов, в том числе и усадьбы Льва Толстого «Ясная Поляна». Великий писатель сам много раз наведывался сюда, хоть и не любил железные дороги: получить почту, встретить гостей. А 9 ноября 1910 года здесь встречали состав с телом Толстого, который скончался на станции Астапово.
После революции станция Козлова Засека была переименована в Ясную Поляну. В начале XXI века началась большая реконструкция комплекса. Станции вернули первоначальный внешний вид и историческое название, здесь же обустроили музей.

Для детей и для князей
Следующий город для старта – Новомосковск. Здесь по городскому парку можно про­ехать на маленьком составе детской железной дороги. Всего таких мест, где учат юных железнодорожников, в России 25.
Детская железная дорога в Новомосковске (тогда еще Сталиногорске) была открыта в 1953 году. Здесь все как на взрослом вокзале: депо, локомотив, вагоны, диспетчерский и стрелочные пункты, дикторская, откуда объявляют об отправлении и прибытии поезда, учебный корпус. Изначально на новомосковской ДЖД было два станции: Березки и Пионерская, а также платформа Юннатская, которая принимала пассажиров совсем недолго. После реконструкции, которая прошла в начале 2010-х, пассажиров стали принимать три станции: Березки (она осталась отправочным пунктом), Парковая и Исток Дона.
Главные на этой железной дороге – дети, причем не только в качестве пассажиров. Школьники здесь и дикторы, и проводники, и даже машинисты. Прием в юные железнодорожники начинается с пятого класса, ребята проходят здесь занятия параллельно с учебой: осенью и зимой здесь занимаются теорией, а с конца весны и все лето – практикой. Многие выпускники ДЖД затем поступают в профильные колледжи и институты.
«Взрослые» составы отправляются из города химиков с двух станций. С Новомосковска-1, совершив пересадку в Узловой, можно добраться до восстановленных станций Веневского района.
А вот со станции Урванка на составе, проезжающем через Тулу, – до настоящего царского терема.
В селе Першино, что недалеко от Алексина, во времена Екатерины Великой банкир Лазарев построил усадьбу. После отмены в 1861 году крепостного права усадьба быстро пришла в упадок, однако в 1887 году ее приобрел дядя императора Николая II великий князь Николай и переоборудовал в заповедник псовой охоты. Сюда всегда съезжалось много гостей, а для того, чтобы их было где принять, выстроили вокзал, похожий на небольшой царский терем с не менее царским названием Рюриково.
Хоть сейчас вокзал и не действует – двери плотно заперты, а окна заложены толстым рядом кирпичей, – любой приехавший сюда вполне может почувствовать себя представителем знатного рода.
Пассажирский поезд бывает здесь всего два раза в день, останавливаясь всего на минуту.

Столица железных дорог
Узловая – железнодорожная столица Тульской области. На гербе города – колесо поезда, да и само название он получил благодаря тому, что здесь сплелись в узел три железнодорожных пути: на Ряжск, Елец и Тулу.
В городе находится железнодорожный техникум, куда в том числе поступают выпускники ДЖД.
На станции расположен музей истории локомотивного депо, который открыли на общественных началах в конце шестидесятых. Сейчас в нем более трех тысяч экспонатов, 90 из которых – уникальные и находятся на учете в Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге.
На платформе установлен паровоз ФД20-1535 по прозвищу Феликс. В годы Великой Отечественной войны он перевозил хозяйственные и военные грузы.
Со станции Узловая-1 электричка отправится в южном направлении – в Богородицк. Здесь тоже есть любопытный музей-вокзал, расположенный в черте города, – Жданка.
Есть легенда, что название свое станция получила от Екатерины Великой. Якобы она после визита в Богородицкий дворец долго ждала своего поезда на вокзале, в связи с чем станция получила название Жданка. Но дело в том, что во времена Екатерины железных дорог просто не существовало. Первым из императоров путешествие на поезде совершил Николай I в 1837 году из Санкт-Петербурга в Царское Село. А свое название станция получила в честь населенного пункта, расположенного неподалеку.
Станция с названием Богородицк была открыта для движения в декабре 1874 года при активном содействии министра путей сообщения Алексея Павловича Бобринского. Старое деревянное здание до наших дней не дошло – было уничтожено немцами в 1941-м
во время отступления из города. Современное здание построили по типовому проекту в послевоенное время.
В пристанционном музее можно увидеть макет исторической станции Жданка, модели паровозов, архивные документы, иллюстрирующие историю станции, железнодорожные предметы второй половины XIX века, а также – импровизированный кабинет министра путей сообщения.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий