Культура

18:55, 16 апреля 2013

На сцене – нечисть

Нас пугают, а нам не страшно – по такому принципу поставлен в Тульском государственном театре кукол спектакль по мотивам сказок братьев Гримм «Заколдованный замок». Проделки черта, огромное чудище, таинственная темнота, внезапно окутывающая сцену и зал, – все нипочем отважным зрителям, которые аплодируют и смеются в течение всего действия: верный признак творческой удачи.
Вообще-то, если почитать произведения этих авторов не в современных пересказах, а в переводах, изданных в середине прошлого века, то там можно найти много моментов, от которых замрет детское сердце. Ведь лингвисты и собиратели немецкого фольклора Якоб и Вильгельм Гримм населяли свои сказки персонажами, рожденными народной фантазией много веков назад, – оборотнями, привидениями, оживающими предметами и обитателями потустороннего мира. И у них же есть маленькая притча: «Дрозд, ты меня накормил, напоил, а теперь испугай!..» Тульские актеры, вышедшие на сцену на этот раз без кукол, вольно определили жанр новой постановки как «веселая страшилка».
На сцене злобе и ужасам противостоит отважный Солдат (Андрей Абрамов), а за его душу дерутся Черт (Ринад Кондаев) и Монах (Алексей Копотилов). Потом двое последних заключают договор, по которому, если Солдат за год ничего не испугается, то Черт выполняет любое его желание, что, разумеется, и происходит в финале. И по ходу действия появляются то злые разбойники, то нужно идти через кладбище в заколдованный замок, а потом ночевать там под завывания нечистой силы. Ну и, конечно, все заканчивается свадьбой: любой уважающий себя герой просто обязан получить в жены Принцессу (Ирина Атлашкина). Спектакль получился очень динамичным, актеры Олег Спиренков, Сергей Бураков, Екатерина Прокопьева играют по нескольку ролей, органично переходя из образа в образ. Яркие костюмы и необычные декорации придумала питерский художник Ольга Герр, они сделаны так, что словно служат подтверждением веселого, озорного настроя постановки.
– Современная психология борется со страхами, которые в нас живут с детства, – сказал в разговоре режиссер Владимир Глазков. – Вот и мы здесь, как психологи, помогаем ребятам посмеяться над тем, что их пугает, не зря же говорят: смех – лучшее лекарство. На премьере в первых рядах у нас сидели семилетки, в последних – ученики выпускных классов. Причем ойкали и хохотали они синхронно. Иногда тинейджеры, пришедшие в театр под присмотром классного руководителя, надевают наушники и слушают музыку или забавляются телефонными «игрушками», не глядя на сцену. А тут, что особенно приятно, был совершенно живой зал – ни тебе «гула осенних мух» от перешептываний, ни вежливых сонных хлопков в конце: аплодировали громко и от души, кричали и вопили по ходу, что было радостно наблюдать нам с актерами. И это детки, которые все свободное и несвободное время сидят, уткнувшись в компьютер. Сегодня и взрослые в театре порой с трудом фокусируют взгляд на актере, держащем паузу: привыкли, что каждую секунду должна меняться картинка, а детская психика вообще жаждет постоянной смены впечатлений. Современные фильмы и мультики создают с помощью компьютерной графики, а у нас чудеса и превращения сделаны вручную: актеры шутят, что если на экране – 3D, то в театре  должно быть 4D, и не меньше…
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему