Рекламный баннер.

Культура

17:21, 10 января 2013

Не оглянешься – и Святки…

«Куликово поле, на мой взгляд, – особая территория, та самая terra incognita, до конца не понятая, где прошлое живет, напоминает о себе ежечасно, – рассказал научный сотрудник Государственного музея-заповедника Игорь Бурцев. – Когда ездишь по деревням, беседуешь с людьми, словно на ленте времени в былое путешествуешь…»Там и говор особый сохранился, характерный для этой местности.
– Историки шутят, что так здесь разговаривали еще во времена монголо-татарского ига, – продолжает свое повествование Игорь. –  А названия у деревень какие необычные: Починки, Прилипки, Вишневая, Татинки, Журишки. Когда ездим в экспедиции,  «вооруженные» блокнотами и диктофонами, местные жители относятся по-разному, бывает, и с недоверием поглядывают, и беседовать отказываются. А кто-то в дом пригласит, винцом самодельным попотчует, а потом в воспоминания ударится, только предупреждает: «Ребятки, вы уж мои имя-фамилию-то не указывайте, мало ли…» И начинаются разговоры о том, как на Рождество в селах и деревнях принято было под вечер выходить на улицу – встречать первую звезду, потом в церковь шли, а вернувшись, накрывали праздничный стол. Старики еще помнят, что на нем пироги были, лапша молочная, лапша журовая (скоромная), пышки, ветчина. Бабуля из Шаховского про сдобные «орешки» пояснила: «Мать молока даст – меси тесто, вот его накрутишь, нарежешь да и жаришь в сковороде…»
Кстати, в иных населенных пунктах до сих пор сохранилась традиция особым образом пере­одеваться на Святки, которые начинались «с Ражжества». Один дедок рассказывал: «Все платки сабярут, нарядятся, накрасятся, памадай разрисуются, мужики – в бабьи юбки рядются, бабы – в штаны мужнины, бараду привязывают из мачельника, тулуп выварачивают шерстью наверх и – пошли по домам. Под окнами поют, а им за это – угощенье, а бывает, и денежку. Так у нас говорят, что хочь помирай не помирай, а на етот день деньги готовь по копеечке… Бывает, что и ребятеночки славили Христа, им за это – гостинчик от хозяев, особенно когда после тропарей припевочку споют: «Чтоб цыпляточки вадились, чтоб каровушки телились…»
До середины XX века здесь по деревням Коляда ходила. В Починках рассказывали, что обряжающаяся в нее женщина обязательно повязывала фартук, в Ивановке «надевала на голову овечье руно». А в селе Себине нам пояснили, что в Коляду рядились лучшие пряхи и ходили по домам со свитой, у которой в руках были посохи и безмены: посохом грозили, а потом взвешивали, сколько к этому времени напрядено пряжи. Колядующие стучали в ворота и командовали хозяйке: «Давай чего приготовила!» Если пряжи было много, ее хвалили, а если мало – шутливо «мяли бока», кричали: «Ах ты, такая-сякая, ленивая!» За ритуальные действа колядующим  выносили угощение: блины, холодец, вино, кто что наготовит. В Богдановке до сих пор ряженые на Рождество ходят в тулупах навыворот, кто повстречается на пути, того «в снегу катают».
Сегодняшние старики вспоминали, что раньше они эти дни считали самыми веселыми в году: «С гармошками по домам ходили, кумовья друг дружку в гости зазывали». Работать в это время было нельзя, даже прясть считалось грехом: «Прялица закружится, и овцы кружиться будут». В Самохвалове ходили по домам «с семечками», как мужики говорят, «бабы лузгали зерна вперемежку со сплетнями». В Сабурове, Кустах, Подмоклом принято было на Святки играть всю ночь в карты. Игра, как правило, велась на деньги, а утром на весь выигрыш покупались вино и угощение.
Ну а красны девицы, конечно же, гадали на женихов разными способами. Сегодня странно слышать, как они дергали зубами солому из стога: «С колоском – значит, замуж выйдет, а без него – и дома посидит». Когда старушки рассказывают про эти нехитрые увеселения, они словно возраст скидывают с плеч, мысленно уносясь в самое счастливое время – молодость. Смеются, вспоминая, как бочки с горы катали, курами гадали, валенки кидали, а потом парни, что под окнами подслушивали, в избу забегут – шум, гам, крики.
Молодежь, приехавшая погостить в деревню к своим родственникам, эти рассказы слушает с удовольствием. А современные девчонки в джинсах пристают к бабушкам, чтоб поподробнее о гаданьях рассказали и показали, как правильно суженого выбирать. Так что и по сей день живут предания Куликова поля…
Марина ПАНФИЛОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий