Культура

00:00, 31 марта 2018

О чем говорит Брейгель

Марина ПАНФИЛОВА
Сергей КИРЕЕВ

С 17 марта 2018 года в «Ликерке Лофт» в рамках Европейской программы «Фламандские мастера» открылась мультимедийная выставка «Брейгель. Перевернутый мир». И теперь в этом экспозиционном пространстве соединились работы двух величайших художников Средневековья ‒ Иеронима Босха и Питера Брейгеля.

Два самобытных мастера, не похожие на своих современников, создали свои миры – особые, ассоциативные, предоставляющие зрителям возможность по-иному взглянуть на эпоху, в которой они жили и творили.
Новая экспозиция создавалась в тесном сотрудничестве с офисом по туризму Фландрии и Брюсселя Visitflanders, обеспечившим информационную поддержку проекта и контакт с музеями Бельгии, в которых хранится богатая коллекция оригиналов художника.
В Туле новый проект экспонируется благодаря компании Artplay Media, разрабатывающая и реализующая проекты в актуальных медиаформатах. Технологии, которые применяются при создании выставок, включают в себя многоканальную анимационную графику, использование десятков современных проекторов, гигантские экраны и объемный звук. Ранее фирма уже представляла в нашем городе популярные выставки «Великие модернисты» и «Босх. Ожившие видения».
Увидеть картины Питера Брейгеля можно только в таком формате: ни одной его картины в оте­чественных музеях нет. Большая часть его работ представлена в мультимедийном формате на выставке. Чтобы помочь зрителю по-настоящему погрузиться в творчество Брейгеля, организаторы выставки обратились к сторителлингу: в зале идет показ и одновременно звучат истории о работах Брейгеля, рассказанные от первого лица.
Когда под умело подобранную музыку на гигантских – во всю стену – экранах проплывают фантазии живописца, перенесенные им на полотно, у зрителя появляется ощущение реалистичности происходящего.
Точная дата и место рождения Питера Брейгеля остаются неизвестными, хотя принято считать, что родился он около 1525 года в Брабанте.
Картины Иеронима Босха произвели на Брейгеля глубочайшее впечатление, и он изображает реальность, населяя ее, подобно предшественнику, монстрами и химерами. Однако сам при этом считается предтечей современного сюрреализма, и именно он, по мнению искусствоведов, ввел в обиход европейской культуры жанр трагикомедии.
Произведения «Триумф Смерти», «Сто пословиц», «Падение Икара», «Вавилонская башня», «Крестьянские свадьбы», «Времена года» ‒ это документальное повествование о той эпохе, рассказ о судьбах десятков и сотен людей, запечатленных на полотнах, и зашифрованное автором послание для будущих поколений. Брейгель противоречив ‒ средневековый скептицизм и ренессансная вера в человека, фантастика и реалистическая подробность, нравоучение и любовь к жизни тесно сплелись в его творчестве, но кажется, что где-то там, за первыми понятными смысловыми пластами, все противоположности сходятся. Не случайно каждую из его картин называют назиданием, нравоучением, притчей.
«Во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено», ‒ говорил Абрахам Ортелий, нидерландский географ и друг художника.
К примеру, в «Детских играх» живописец пародирует «взрослую» жизнь: один персонаж его картины стрижет вместо овцы свинью, другой бросает золото в реку, третий латает крышу блинами. А сюжет в деревенском трактире, исписанном доброй сотней нидерландских пословиц, дает возможность наблюдать, как эти пословицы превращаются в сотню маленьких трагикомедий, являющих перевернутый мир повседневной человеческой суеты.
Художник жил и творил в период господства в его Фландрии испанских захватчиков, и потому даже евангельские сюжеты «Перепись в Вифлееме» и «Избиение младенцев» маскируют у Брейгеля сцены современных ему грабежей и разбоев.
И при этом автор воспевает красоту родной земли. Не случайно кинорежиссер Андрей Тарковский для своего фантастического фильма «Солярис» из всех мировых шедевров земного художественного пейзажа выбрал картину Брейгеля. И в библиотеке космического корабля вместо отсутствующего окна показана «Зима» ‒ как щемящее напоминание об оставленной Земле, как чистота земного детства, как мудрость человеческого бытия.
Скептицизм, сарказм, ирония, фарс Брейгеля описаны многими знатоками живописи, мастер во всем являет свою точку зрения.
«Падение Икара» ‒ полная противоположность сюжету «Метаморфоз» древнеримского поэта Овидия, который описывал, как все столбенели при виде «несущихся вольно по небу» Дедала с Икаром. У Брейгеля на всем огромном пространстве картины никто не удивлен полетом крылатых людей, каждый поглощен своим делом: пахарь уставился в борозду, рыбак – в свою сеть, пастух лишь чуть-чуть приподнял голову, матросы с проплывающего корабля даже не вышли на палубу ‒ никто не почуял ни волшебства полета, ни трагичности падения. Всевластное солнце, озаряющее все вокруг, ‒ вот подлинный герой «Падения Икара», а человек ‒ всего лишь живая пылинка, мелькнувшая в солнечном луче.
И все время, пока демонстрируется фильм о творчестве, идет рассказ об их создании от имени автора: Питеру Брейгелю наконец предоставлена возможность поговорить с будущими поколениями о жизни и о творчестве.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему