Культура

00:00, 05 августа 2017

О любви – через века

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

В рамках Международного фестиваля искусств «В поисках Земли обетованной» в Государственном музее-заповеднике «Поленово» выступили заслуженный артист РФ Леонид Каневский и пианистка, лауреат международных конкурсов Басиния Шульман.

Они представили зрителям премьеру музыкально-театрального спектакля «Где блуждала Суламифь», созданного московским режиссером Сергеем Захариным по мотивам произведения Александра Куприна.
 «Крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, – царица, потому что любовь – прекрасна!..»
Эти строки читал харизматичный, мудрый Леонид Каневский – любимый актер нескольких поколений зрителей.
Артист, ныне живущий на два города – Москву и Тель-Авив, по-прежнему работает в театре на Малой Бронной и «связей с криминалом» не порвал: он известен не только по сериалу «Следствие ведут знатоки», но и по документальному циклу «Следствие вели…» – о самых громких уголовных делах минувших лет.
– Я счастлив, что сегодня – впервые! – приехал в Поленово, на родину замечательного художника и удивительного человека, в котором сочетались талант, обаяние, мастерство во всем, неутомимость… – сказал Леонид Семенович после спектакля. – И как хорошо, что придуман фестиваль «В поисках Земли обетованной»: у каждого из нас, как и у Василия Дмитриевича Поленова, – свой поиск, своя Палестина. Когда мы с Басей решили подготовить спектакль, премьера которого состоялась сегодня, она подбирала музыку, попутно обнаружив, что Сергей Прокофьев именно здесь писал «Ромео и Джульетту» – такая вот связь времен, разговор о вечной любви.
– Вы впервые работаете в подобном спектакле?
– Да, хотя многие из моих коллег создают музыкальные проекты, и мне интересно видеть их работы. Музей-заповедник «Поленово» – место удивительное, со своей атмосферой, здесь такая натуральность, подлинность, практически нетронутая природа.
– Магия места как-то повлияла сегодня на ваше выступление?
– Да, несомненно, а еще зрители: чуткие, благодарные, внимательные.
– Расскажите про ваш проект «Следствие вели...». Как вы работаете над ним?
– Радует, что мы на одном языке общаемся с молодым поколением – и с создателями программы, и с публикой. Этот сериал существует уже одиннадцать лет, хотя договоренность была освещать только советский период – до 1990 года. Потому что должны пройти годы, прежде чем мы сможем дать верную оценку событиям, кого-то поддержать, а что-то не принять: то, что я, по сути, и делаю в моей программе. Когда, к примеру, был выпуск про директора Елисеевского гастронома Соколова, которого расстреляли, я говорил о нем как о совершенно замечательном человеке – поскольку прошло время и многие неизвестные факты добавились к биографии.
Потрясающе, что представители младшего поколения смотрят мою программу не ради криминальных новостей, – этого сколько угодно на любом канале, но стремятся почувствовать дух времени, который я пытаюсь донести – интонацией, фактами. Как мы жили, как общались, гуляли, над чем смеялись, шутили, и при встречах молодые зрители стараются поведать истории своей семьи: что им рассказывали родители, бабушки-дедушки.
– То есть вы – соавтор сценария?
– Конечно, я получаю материал, а потом «подминаю» его под себя – а как иначе? И поэтому мы существуем так долго: я делаю текст «своим», показываю собственное отношение к разным историям прошлого, восстанавливаю справедливость – смею даже так нахально сказать.
– Некоторые выпуски снимались в Туле…
– Всего было триста шестьдесят – с лишним! – серий, поэтому вот так, навскидку, я не вспомню конкретных историй, связанных с вашим городом, но важно, что вы их помните. В Туле я часто бываю, и пряники до сих пор еще дома лежат…
– Для зрителей разных поколений вы всегда в милицейском (теперь уже – полицейском) строю. Вас как-то награждали «по службе» в МВД?
– О-о, конечно: начиная с 1972 года, как только на экране появились «Знатоки» и майор Александр Томин, все представители этой службы относятся ко мне уважительно и с симпатией.
– А именное оружие дарили?
– У меня имеется даже автомат Калашникова – «забитый», конечно, есть револьверы, ножи, подаренные мне в разных регионах, целый арсенал!.. Хранятся в этой коллекции и наручники, которые мне преподнесли в Краматорске ребята из уголовного розыска.
– А помните, как в одной из серий «Знатоков» в конце 70-х авторы сценария, Ольга и Александр Лавровы, сделали попытку «убить» Шурика Томина – вся страна рыдала!..
– Да, на телевидение тогда мешками приносили телеграммы, письма – с требованием вернуть моего героя на экран. В итоге его «воскресили по письмам трудящихся», как мы тогда смеялись. Кстати, Томина и в звании повышали по требованиям зрителей, он на экране дослужился до полковника, но в памяти у всех почему-то так и остался майором.
Потом на экране появился полковник Семин в одноименном сериале, а недавно я снялся в двух новых картинах. В театре на Малой Бронной, в котором «прописан» с 1963 года, играю в двух спектаклях – в антрепризе «Поздняя любовь» вместе с Даней Спиваковским и Кларой Новиковой. Он был поставлен десять лет назад в Гешере, в Израиле, и мы его показываем по всему миру – с большим успехом, смею сказать. А шесть лет назад режиссер Сергей Голомазов предложил мне сыграть Городничего в гоголевском «Ревизоре», чем совершенно ошарашил. Потому что в 1956 году – извините за такие цифры – я поступал в Щукинское и читал монолог этого персонажа, понимая, что никогда его не сыграю – с моим-то лицом!.. И вот – поворот судьбы, возвращение к прошлому.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему