Культура

09:00, 04 декабря 2015

Обрывая лепестки маргаритки

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Век XXI, хоть и пребывает в тинейджерском возрасте, прагматичен не по годам. Да что там – зачастую откровенно циничен и груб, что налагает отпечаток на искусство. А так хочется видеть красивые чувства, поступки на экране, на сцене, на страницах литературных произведений…

Кто испытывает такую же тоску, смело может отправляться в Тульский академический театр драмы на спектакль «Дама с камелиями», поставленный режиссером Дмитрием Красновым по известному творению Александра Дюма-сына.
Автобиографический сюжет, положенный в основу произведения, оказался на редкость жизнеспособным: роман писателя, переделанный им же затем в пьесу, лег в основу оперы «Травиата». И многие театры в разных странах мира создавали и продолжают создавать свои постановки – как музыкальные, так и драматические – о трогательной любви парижской куртизанки к романтичному красавцу Арману Дювалю. Прототипом Маргариты Готье стала возлюбленная Дюма, которая в 23 года умерла от туберкулеза.
С появлением кинематографа – от начала ХХ века и до наших дней – Франция, США, Испания, Италия, Польша, Вьетнам снимали фильмы, экранизируя давнюю историю, и опять каждый раз на новый лад. И зрители – в основном, разумеется, зрительницы – рыдали над судьбой Маргариты, не переносившей из-за болезни запах роз и других цветов и любившей камелии, у которых он отсутствует…
Роман живет уже почти два столетия и, судя по реакции тульской публики, побывавшей на премьере «Дамы с камелиями», не устарел.
Режиссер Дмитрий Краснов использует в своей постановке интересный прием: театр в театре. Декорации сделаны так, что по обе стороны сцены расположены ложи, в которых сидят актеры, словно смотря представление. В свое время каждый из них становится действующим лицом – все в духе Шекспира, утверждающего: «Весь мир – театр…»
Действие начинается с аукциона в доме покойной Маргариты, где все затянуто траурными тканями как черной паутиной, и присутствующие облачены в темное.
Но затем, как в известном фильме «Призрак оперы», когда объявляется новый лот – люстра, вспыхивает свет, звучит музыка, отбрасываются в сторону черные пелены, и знаменитая парижская куртизанка как вихрь врывается на сцену.
Ее роль играет Полина Шатохина – актриса, чья внешность напоминает портреты решительно всех красавиц той эпохи. И зритель сразу верит, что к ногам такой женщины богатые аристократы, потеряв голову, бросали целые состояния.
События сменяются одно другим, и, чтобы подчеркнуть эту стремительную круговерть, художник-постановщик Ирина Блохина, располагая декорации, задействовала вращающуюся часть сцены. И от этого движения персонажей становятся еще более стремительными, им некогда задумываться над последствиями поступков, над смыслом жизни – здесь пьют вино, хохочут, спят днем и кутят ночью, и все напоминает бе­зумный карнавал.
Шляпница Прюданс (Мария Соловьева), Гастон (Антон Архипов), барон (Сергей Сергеев), Олимпия (Марина Анисимова) и их друзья веселы до безумия.
А еще все очень нарядны, мелькают среди старинной мебели, колонн и портьер, как стая тропических пестрых птиц, беспечно щебеча.
– Я предложил художнику-оформителю Ирине Блохиной и художнику по костюмам Елене Погожевой создать красивую историю о любви и смерти, – отметил в беседе режиссер-постановщик Краснов. – И они постарались воссоздать на сцене позапрошлый век во всей его яркости и великолепии…
Вот только нескольких человек – главных участников трагедии – веселье не увлекает.
Лицо Маргариты почти постоянно остается серьезным, а редкая улыбка похожа на надетую маску.
Грустен и Арман (Сергей Пыжов), пораженный тем, что умирающая от чахотки женщина столько пьет, принимает гостей до поздней ночи, ложится спать лишь под утро. Он готов на все, чтобы спасти возлюб­ленную от погибели, но общество с его законами – против этой любви.
Отрешенно-печален старый герцог (Валерий Жуков), который содержит Маргариту, напоминающую ему покойную дочь. Эта роль абсолютно статична, актер весь спектакль сидит в ложе, но при этом играет так, что его начинают воспринимать не как созерцателя, а как кукловода, способного влиять на ход событий.
Месье Дюваль, отец Армана (Виктор Ананьин) появляется на сцене в гневе, который, как положено воспитанному человеку, сдерживает. Он приезжает в деревню, где уединились влюбленные, видит, как Маргарита пытается сажать какие-то цветы, зритель понимает, что им не суждено расцвести.
Здесь все рушится, искореняется, любовь приносится в жертву расчету. И публика наблюдает гибель красоты, порочной и в то же время невинной, когда образ блистательной женщины, ее жизнь – витрина для демонстрации чужого тщеславия, а сама она – дорогой аксессуар. Невероятной силы любовь, искренняя и жертвенная, является и наградой для нее, и искуплением, но за это ей приходится жестоко расплачиваться…
В финале шелестит листами книга «Манон Леско», выставляемая на аукцион среди предметов роскоши, мебели, оставшихся после смерти Маргариты, – словно шевелятся лепестки цветов.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий