Культура
09:00, 04 декабря 2015
Обрывая лепестки маргаритки

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
Век XXI, хоть и пребывает в тинейджерском возрасте, прагматичен не по годам. Да что там – зачастую откровенно циничен и груб, что налагает отпечаток на искусство. А так хочется видеть красивые чувства, поступки на экране, на сцене, на страницах литературных произведений…
Кто испытывает такую же тоску, смело может отправляться в Тульский академический театр драмы на спектакль «Дама с камелиями», поставленный режиссером Дмитрием Красновым по известному творению Александра Дюма-сына.
Автобиографический сюжет, положенный в основу произведения, оказался на редкость жизнеспособным: роман писателя, переделанный им же затем в пьесу, лег в основу оперы «Травиата». И многие театры в разных странах мира создавали и продолжают создавать свои постановки – как музыкальные, так и драматические – о трогательной любви парижской куртизанки к романтичному красавцу Арману Дювалю. Прототипом Маргариты Готье стала возлюбленная Дюма, которая в 23 года умерла от туберкулеза.
С появлением кинематографа – от начала ХХ века и до наших дней – Франция, США, Испания, Италия, Польша, Вьетнам снимали фильмы, экранизируя давнюю историю, и опять каждый раз на новый лад. И зрители – в основном, разумеется, зрительницы – рыдали над судьбой Маргариты, не переносившей из-за болезни запах роз и других цветов и любившей камелии, у которых он отсутствует…
Роман живет уже почти два столетия и, судя по реакции тульской публики, побывавшей на премьере «Дамы с камелиями», не устарел.
Режиссер Дмитрий Краснов использует в своей постановке интересный прием: театр в театре. Декорации сделаны так, что по обе стороны сцены расположены ложи, в которых сидят актеры, словно смотря представление. В свое время каждый из них становится действующим лицом – все в духе Шекспира, утверждающего: «Весь мир – театр…»
Действие начинается с аукциона в доме покойной Маргариты, где все затянуто траурными тканями как черной паутиной, и присутствующие облачены в темное.
Но затем, как в известном фильме «Призрак оперы», когда объявляется новый лот – люстра, вспыхивает свет, звучит музыка, отбрасываются в сторону черные пелены, и знаменитая парижская куртизанка как вихрь врывается на сцену.
Ее роль играет Полина Шатохина – актриса, чья внешность напоминает портреты решительно всех красавиц той эпохи. И зритель сразу верит, что к ногам такой женщины богатые аристократы, потеряв голову, бросали целые состояния.
События сменяются одно другим, и, чтобы подчеркнуть эту стремительную круговерть, художник-постановщик Ирина Блохина, располагая декорации, задействовала вращающуюся часть сцены. И от этого движения персонажей становятся еще более стремительными, им некогда задумываться над последствиями поступков, над смыслом жизни – здесь пьют вино, хохочут, спят днем и кутят ночью, и все напоминает безумный карнавал.
Шляпница Прюданс (Мария Соловьева), Гастон (Антон Архипов), барон (Сергей Сергеев), Олимпия (Марина Анисимова) и их друзья веселы до безумия.
А еще все очень нарядны, мелькают среди старинной мебели, колонн и портьер, как стая тропических пестрых птиц, беспечно щебеча.
– Я предложил художнику-оформителю Ирине Блохиной и художнику по костюмам Елене Погожевой создать красивую историю о любви и смерти, – отметил в беседе режиссер-постановщик Краснов. – И они постарались воссоздать на сцене позапрошлый век во всей его яркости и великолепии…
Вот только нескольких человек – главных участников трагедии – веселье не увлекает.
Лицо Маргариты почти постоянно остается серьезным, а редкая улыбка похожа на надетую маску.
Грустен и Арман (Сергей Пыжов), пораженный тем, что умирающая от чахотки женщина столько пьет, принимает гостей до поздней ночи, ложится спать лишь под утро. Он готов на все, чтобы спасти возлюбленную от погибели, но общество с его законами – против этой любви.
Отрешенно-печален старый герцог (Валерий Жуков), который содержит Маргариту, напоминающую ему покойную дочь. Эта роль абсолютно статична, актер весь спектакль сидит в ложе, но при этом играет так, что его начинают воспринимать не как созерцателя, а как кукловода, способного влиять на ход событий.
Месье Дюваль, отец Армана (Виктор Ананьин) появляется на сцене в гневе, который, как положено воспитанному человеку, сдерживает. Он приезжает в деревню, где уединились влюбленные, видит, как Маргарита пытается сажать какие-то цветы, зритель понимает, что им не суждено расцвести.
Здесь все рушится, искореняется, любовь приносится в жертву расчету. И публика наблюдает гибель красоты, порочной и в то же время невинной, когда образ блистательной женщины, ее жизнь – витрина для демонстрации чужого тщеславия, а сама она – дорогой аксессуар. Невероятной силы любовь, искренняя и жертвенная, является и наградой для нее, и искуплением, но за это ей приходится жестоко расплачиваться…
В финале шелестит листами книга «Манон Леско», выставляемая на аукцион среди предметов роскоши, мебели, оставшихся после смерти Маргариты, – словно шевелятся лепестки цветов.
Елена КУЗНЕЦОВА
Век XXI, хоть и пребывает в тинейджерском возрасте, прагматичен не по годам. Да что там – зачастую откровенно циничен и груб, что налагает отпечаток на искусство. А так хочется видеть красивые чувства, поступки на экране, на сцене, на страницах литературных произведений…
Кто испытывает такую же тоску, смело может отправляться в Тульский академический театр драмы на спектакль «Дама с камелиями», поставленный режиссером Дмитрием Красновым по известному творению Александра Дюма-сына.
Автобиографический сюжет, положенный в основу произведения, оказался на редкость жизнеспособным: роман писателя, переделанный им же затем в пьесу, лег в основу оперы «Травиата». И многие театры в разных странах мира создавали и продолжают создавать свои постановки – как музыкальные, так и драматические – о трогательной любви парижской куртизанки к романтичному красавцу Арману Дювалю. Прототипом Маргариты Готье стала возлюбленная Дюма, которая в 23 года умерла от туберкулеза.
С появлением кинематографа – от начала ХХ века и до наших дней – Франция, США, Испания, Италия, Польша, Вьетнам снимали фильмы, экранизируя давнюю историю, и опять каждый раз на новый лад. И зрители – в основном, разумеется, зрительницы – рыдали над судьбой Маргариты, не переносившей из-за болезни запах роз и других цветов и любившей камелии, у которых он отсутствует…
Роман живет уже почти два столетия и, судя по реакции тульской публики, побывавшей на премьере «Дамы с камелиями», не устарел.
Режиссер Дмитрий Краснов использует в своей постановке интересный прием: театр в театре. Декорации сделаны так, что по обе стороны сцены расположены ложи, в которых сидят актеры, словно смотря представление. В свое время каждый из них становится действующим лицом – все в духе Шекспира, утверждающего: «Весь мир – театр…»
Действие начинается с аукциона в доме покойной Маргариты, где все затянуто траурными тканями как черной паутиной, и присутствующие облачены в темное.
Но затем, как в известном фильме «Призрак оперы», когда объявляется новый лот – люстра, вспыхивает свет, звучит музыка, отбрасываются в сторону черные пелены, и знаменитая парижская куртизанка как вихрь врывается на сцену.
Ее роль играет Полина Шатохина – актриса, чья внешность напоминает портреты решительно всех красавиц той эпохи. И зритель сразу верит, что к ногам такой женщины богатые аристократы, потеряв голову, бросали целые состояния.
События сменяются одно другим, и, чтобы подчеркнуть эту стремительную круговерть, художник-постановщик Ирина Блохина, располагая декорации, задействовала вращающуюся часть сцены. И от этого движения персонажей становятся еще более стремительными, им некогда задумываться над последствиями поступков, над смыслом жизни – здесь пьют вино, хохочут, спят днем и кутят ночью, и все напоминает безумный карнавал.
Шляпница Прюданс (Мария Соловьева), Гастон (Антон Архипов), барон (Сергей Сергеев), Олимпия (Марина Анисимова) и их друзья веселы до безумия.
А еще все очень нарядны, мелькают среди старинной мебели, колонн и портьер, как стая тропических пестрых птиц, беспечно щебеча.
– Я предложил художнику-оформителю Ирине Блохиной и художнику по костюмам Елене Погожевой создать красивую историю о любви и смерти, – отметил в беседе режиссер-постановщик Краснов. – И они постарались воссоздать на сцене позапрошлый век во всей его яркости и великолепии…
Вот только нескольких человек – главных участников трагедии – веселье не увлекает.
Лицо Маргариты почти постоянно остается серьезным, а редкая улыбка похожа на надетую маску.
Грустен и Арман (Сергей Пыжов), пораженный тем, что умирающая от чахотки женщина столько пьет, принимает гостей до поздней ночи, ложится спать лишь под утро. Он готов на все, чтобы спасти возлюбленную от погибели, но общество с его законами – против этой любви.
Отрешенно-печален старый герцог (Валерий Жуков), который содержит Маргариту, напоминающую ему покойную дочь. Эта роль абсолютно статична, актер весь спектакль сидит в ложе, но при этом играет так, что его начинают воспринимать не как созерцателя, а как кукловода, способного влиять на ход событий.
Месье Дюваль, отец Армана (Виктор Ананьин) появляется на сцене в гневе, который, как положено воспитанному человеку, сдерживает. Он приезжает в деревню, где уединились влюбленные, видит, как Маргарита пытается сажать какие-то цветы, зритель понимает, что им не суждено расцвести.
Здесь все рушится, искореняется, любовь приносится в жертву расчету. И публика наблюдает гибель красоты, порочной и в то же время невинной, когда образ блистательной женщины, ее жизнь – витрина для демонстрации чужого тщеславия, а сама она – дорогой аксессуар. Невероятной силы любовь, искренняя и жертвенная, является и наградой для нее, и искуплением, но за это ей приходится жестоко расплачиваться…
В финале шелестит листами книга «Манон Леско», выставляемая на аукцион среди предметов роскоши, мебели, оставшихся после смерти Маргариты, – словно шевелятся лепестки цветов.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий
Ранее на тему
Искусство для категории «2+»
02 декабря, 18:11
Дмитрий БОЗИН: По своей природе я – пещерный человек
27 ноября, 09:00
Хоровод дружбы
23 ноября, 18:55
Александр Карпиловский: Секрет успеха – честность
20 ноября, 09:00