Культура

19:28, 11 февраля 2013

Основа основ

Основа основ
Есть общий закон, который можно применить и к строению живых организмов, – от простейших до человека и для выведения формул в различных точных науках. Те, кто посетит музей «Тульский некрополь», смогут увидеть, как рассказывает об этом в своем творчестве итальянский художник Уго Несполо.
Этот мастер работает в разных жанрах: живопись, скульптура, архитектура, кинематограф. Порой его творчество приобретает оттенок иронии, поскольку синьор Несполо считает, что художник должен преступить те рамки, которые были отведены ему поздним романтизмом.
Выставка работ, открывшаяся в Туле, называется «Золотое сечение»: подробнее об этом понятии можно узнать из учебников по математике. Но многие известные исторические личности обращались к этой теме, к волшебной цифре 1,618, по закону которой строятся соотношения и пропорции не только в алгебре и геометрии, но и биологических организмов, и рукотворных предметов. Под «правилом золотого сечения» в архитектуре и искусстве обычно понимаются асимметричные композиции, не обязательно содержащие его с точки зрения математики.
Кстати, на первом месте в экспозиции Уго Несполо красуется портрет древнегреческого философа и математика Пифагора, жившего в VI веке до нашей эры, который и ввел в научный обиход данное понятие. Есть предположение, что он позаимствовал его у египтян и вавилонян: пропорции храма Хеопса, барельефов, предметов быта и украшений гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что создававшие их мастера пользовались этим соотношением.
А французский архитектор Ле Корбюзье нашел, что в рельефах храма фараона Сети I в Абидосе (Египет) пропорции фигур соответствуют тому же замечательному сечению gold. И в дошедшей до нас античной литературе Евклид дает его геометрические показатели. В эпоху Возрождения интерес к золотому сечению усилился, книга итальянского математика Луки Пачоли – восторженный гимн этому совершенству. А иллюстрации к ней были сделаны Леонардо да Винчи, который также много внимания уделял изучению вопроса: всем известно его изображение человека, соотнесенное с пентаграммой. Великий астроном XVI века Иоганн Кеплер назвал золотое сечение одним из сокровищ геометрии.
Работы Уго Несполо, представленные на суд зрителей, – своеобразная руко­творная книга, посвященная этому феномену, в ней затрагиваются не только различные исторические периоды, но и разные направления науки, люди, которые бились над этой загадкой. Здесь есть даже описание построения фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» с точки зрения принципа золотого сечения. Присутствуют рассуждения самого живописца, сделанные кистью в жанрах кубизма, абстракционизма, есть обращение к тому же да Винчи. Даже в музыке Баха, в конструкции скрипки Страдивари, в строении чашечек цветков мэтр Несполо просматривает загадочное число 1,618 – как общую матрицу, по которой создана Вселенная.
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Ранее на тему