Культура

11:36, 08 ноября 2019

От Вильгельма до Валентина

В Щекинском художественно-краеведческом музее прошла очередная встреча членов клуба «Малый город – большая история», на которой собравшиеся подвели итоги издания первого номера альманаха «Отчий край» и поделились планами подготовки второго выпуска.

Сергей МИТРОФАНОВ
Фото с сайта sobory.ru

Презентация
состоится в Москве
Директор музея и автор идеи публиковать наработки местных любителей истории Надежда Кузнецова отметила: в августе на презентацию новинки съехалось с разных уголков области множество гостей, было очень приятно видеть, как у краеведов просили автографы, и слышать восторженные отзывы о новинке – ничего подобного в музее прежде не происходило.
– Испытываю чувство гордости, – призналась Надежда Федоровна. – А ведь кто-то сомневался, что такой сборник удастся издать. Хочу поблагодарить краеведов за то, что вы есть, и за то, что вы поверили в меня. Ваши материалы не ушли куда-то на сторону, не легли мертвым грузом в стол, их авторство никто себе не присвоил. Так будет и впредь, все материалы мы намерены издавать исключительно под вашими фамилиями. Я, взахлеб читая ваши исследования, узнала о районе очень много нового и интересного. Сборник нарасхват, мне звонили из школ и просили поделиться новинкой. От тиража уже почти ничего не осталось. Теперь плавно переходим к подготовке очередного выпуска альманаха. Близится 75-летие Победы. Поэтому второй номер целиком будет посвящен событиям, происходившим в Щекинском районе во время Великой Оте­чест­венной. В частности, в него хочется включить данные о пионере-герое Пете Чадаеве и стихи местных поэтов о войне. Мы взаимодействуем с музеем Победы в Москве. Потому следующую новинку я бы хотела презентовать как раз в столице.

63 щекинских
храма
Среди гостей был и реставратор храмов Александр Потетинов. Учитель и краевед ­Сергей Зубарев, увидев его, тут же напомнил, что несколько лет назад вышла в свет уникальная «Книга памяти храмов земли щекинской», которая моментально стала библиографической редкостью, поскольку ее тираж – всего сто экземпляров.
– Материалов, не вошедших в то издание, лично у меня осталось предостаточно, но они же наверняка есть и у других краеведов, – сказал ­Сергей Васильевич. – Поэтому есть мысль дополнить и переиздать «Книгу памяти храмов земли щекинской», чтобы она напоминала по образу и подобию известный труд исследователя П. И. Малицкого «Приходы и храмы Тульской епархии». Вы представляете – в одном только Щекинском районе когда-то существовало 63 храма! Это ж какая любопытнейшая книга может получиться!
На встречу прибыл любитель истории и одновременно староста деревни Малые Озерки Александр Мартынов. Во-первых, он принес показать новый нагрудный знак «Сельский староста», которые с недавних пор выдают в нашем регионе. А во-вторых, предложил включить в следующий номер альманаха материалы о событиях декабря 1941 года, когда Красная армия освобождала Щекино от оккупантов.

Валентин, сыгравший Вильгельма
– Гитлеровцы тогда оказывали упорное сопротивление. Говорят, держались три дня. Но когда речь заходит о штурме города советскими солдатами, то почему-то практически никогда не упоминается фамилия того немецкого военачальника, чьи войска находились в Щекине, – сказал Александр Николаевич. – Это был генерал Вильгельм Штеммерман. Кстати, в 1982-м вышел на экраны художественный фильм «Если враг не сдается…», где Штеммермана сыграл Валентин Гафт. Я считаю, что щекинцы должны знать врага в лицо. Это ни в коем случае не «реклама» противника – его никто и не думал восхвалять. Просто надо объективно и спокойно рассказать современному поколению о тех, кто оккупировал Щекино. Добавляя при этом: германский генерал действительно был знаменитым, имел много наград, а все же доблестная Красная армия выбила его войска из Тульской области. Да, ветеран еще Первой мировой войны, участник боев в Польше, Франции и России, командир 296-й пехотной дивизии Вильгельм Штеммерман ушел от возмездия в 1941-м, но позднее его все равно убили – это случилось в Корсунь-Шевченковском котле в феврале 1944 года.
Сергей Зубарев добавил: его дача находится в двух километрах от щекинского завода РТО, в районе деревни Коледино. Там есть лес, который местные жители называют Чернолесок, где, по некоторым данным, в 1941-м держали оборону фашисты. В нем, со слов краеведа, до сих пор сохранились блиндажи и линии окопов. И если территорию захотят обследовать поисковики, то наверняка тогда пополнятся и музейные фонды, и багаж знаний самих историков. Было бы только желание взяться за металлодетектор и лопату.

Уборочная под аккомпанемент тарана
А участник заседания из села Крапивна Александр Петрухин поделился на встрече планами интересной поисковой экспедиции. Его отец Юрий Семенович Петрухин, 1930 года рождения, в 1941-м стал очевидцем воздушного боя недалеко от города Щекино. Он тогда жил в одной из деревень Щекинского района, название которой пока решено не указывать, чтобы не привлечь внимание охотников за металлоломом и фронтовыми реликвиями.
– Селяне, включая моего отца, работали в поле, лен собирали – предположительно дело было в конце июля или в августе. Два наших истребителя преследовали вражескую авиамашину – скорее всего, бомбардировщик, – подробно рассказал Александр Юрьевич. – Но один советский самолет по какой-то причине ушел в сторону, а второй вступил в бой. Возможно, от отчаяния, а возможно, в силу молодости и горячности наш авиатор взял и сделал в воздухе «кульбит», а потом сверху рубанул своим истребителем фашистскую авиамашину по двигателю. Самолет люфтваффе задымил и пошел со снижением. Потом выяснилось, что к месту его приземления рванули из Крапивны милиция и пожарная команда. Немецкий борт не рухнул, а совершил вынужденную посадку где-то в районе села Голощапово в Щекинском районе, кто-то из германских авиаторов был ранен. Что стало с вражеским самолетом дальше – не знаю. Скорее всего, его еще в 1941 году забрали представители советской власти или РККА. А наш истребитель после столкновения с немецким самолетом загорелся в воздухе. Женщины и дети, наблюдавшие за боем, решили, что «сталинский сокол» погиб. А потом увидели, как пилот отделился от пылающей машины с парашютом. Советский самолет упал в плавни – в районе того места, где крестьяне видели бой. Селяне кинулись к нашему летчику, а тот побежал к своему истребителю и отгонял от него крестьян: «Никто не подходите, сейчас боекомплект начнет взрываться!» Но ничего там не взорвалось. Пилот РККА обгорел. За ним тоже очень быстро приехали крапивенские милиционеры и пожарные – они то ли приняли сигнал о воздушном бое, то ли сами его наблюдали. Забрали они раненого советского пилота и увезли.
Цель экспедиции – найти двигатель и фрагменты советского самолета, чтобы установить имя летчика и его дальнейшую судьбу. Мотор точно не забирали в 1941-м, считает Александр Петрухин. Там грунт мягковатый, так что двигатель, вероятно, лежит в почве относительно целый. Согласитесь, экспонат для музея солидный и в прямом смысле весомый! Место примерное следопыты уже локализовали. Есть и привязка – два отдельно стоящих от деревни дома, но они, правда, не сохранились. Однако, возможно, уцелели фундаменты. От них примерно по направлению на северо-восток и надо искать место падения самолета. И если будет результат, значит о нем расскажут и на страницах альманаха.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему