Рекламный баннер.

Культура

15:04, 18 января 2019

Пастушка делает ход

«Сила наша – в слабости, а наша слабость – бесконечна…». Сколько женщин в разные времена применяли этот принцип в попытке переиграть – мужчину, соперницу, обстоятельства.


Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Героиня спектакля «Умная дурочка», поставленного в Тульском академическом театре драмы по пьесе Лопе де Вега, Диана (Ольга Баурина) вынуждена притворяться недалекой, чтобы завоевать… трон, на который претендует ее кузина Теодора (Инна Медведева). В итоге одна кажется глупой и грубой, другая изящна и отличается редкостным здравомыслием – на первый взгляд.
– Поскольку на сцене действуют две потенциальные правительницы, абсолютно противоположные по своей сути, решение спектакля родилось сразу: мы словно разыгрываем шахматную партию, – рассказал режиссер Дмитрий Краснов. – Да и вообще, любые придворные интриги сродни шахматной игре, где все ходят по правилам, и лишь королева не ограничена никакими рамками…
Художник-постановщик Ирина Блохина и художник по костюмам Елена Погожева именно по этому принципу создали мир, в котором живут и действуют персонажи. Так что борьба за власть разворачивается на огромной шахматной доске. В каждом действии актеры как бы невзначай расставляют черные и белые стулья на клетках, словно передвигают фигуры, отмеряя ходы.
Черный и белый цвета контрастируют в декорациях и в костюмах героев, но порой к ним добавляется ярко-алый – как символ кипящих страстей. Ведь характеры участников действия яркие, незаурядные, активные, они – люди эпохи Возрождения, выросшие в мире поэзии и творчества.
Действие происходит в Урбино – городе и герцогстве, расположенном в восточной части Италии. Но персонажи – по прихоти автора – испанцы. Имена главных героинь – любимые у Лопе де Вега, который использовал их и в своей комедии «Собака на сене» (правда, там Теодоро мужчина).
Итак, на сцене – конец XVI века, деревенская девушка Диана живет в горной деревушке. Помогает отцу – пасет овец и следит за домом. Но однажды к ней приезжают знатные сеньоры и сообщают, что на самом деле Диана – дочь герцога и наследница престола.
Чтобы выжить в дворцовых интригах и стать герцогиней, чтобы не выдать себя и свои претензии, Диана задумывает опасный и в то же время оригинальный план по устранению соперницы. Она идет на хитрость, перед придворными изображает деревенщину и усыпляет их бдительность.
Ситуация осложняется тем, что обе девушки влюблены. Недаром об авторе в 1615 году Мигель Сервантес написал: «Появилось чудо природы – великий Лопе де Вега и стал самодержавцем в театральной империи…» Сомнения, переживания, тайные свидания в саду, лукавство, наветы, ревность, преодоление реальных и воображаемых препятствий придают интриге спектакля особую энергию.
Впервые на русский язык пьеса была переведена в 1909 году Алексеем Бежецким и называлась более благозвучно – «Пастушка-герцогиня». Под названием «Дура для других, умная для себя» комедия была издана уже в советское время – в 1935 году в прозаической переделке Николая Елеонского.
Тульские зрители видят вариант перевода Михаила Лозинского, который несколько смягчил название – «Умная дурочка».
Кстати, это первое произведение Лопе де Вега, поставленное в ТАТД за последние двадцать лет: в 90-е на сцене нашего драмтеатра с большим успехом шел спектакль «Изобретательная влюбленная».
Хочется отметить, что режиссеру и актерам удалось прорваться через сложный белый стих с витиеватыми эпитетами, порой непонятными нашим современникам. Затянутые монологи постоянно дополнены действием.
Так что с первых минут и до самого финала зрители с интересом следят за перипетиями судьбы «пастушки-герцогини», когда прекрасная Диана, безмолвная все это время, с тем большей яростью спешит раскрыть свой несравненный гений: «Как меч у пояса идет ей! Что скажут, видя превращенье вчерашней дуры в героиню? Что, притворясь глупей всех женщин, она сумела обмануть толпу мужчин, весьма почтенных…»
Абсолютно все персонажи удачны и занятны: Ярослав Беседин, ­Сергей Пыжов, Тимур Курбангалеев, Николай Бутенин, Наталья Савченко, Максим Старцев, Вячеслав Федотов и другие исполнители нашли для своих героев интересное решение, они играют с полной отдачей.
Определенный характер действию придает подобранная Ларисой Козловой музыка белорусского композитора и исполнителя Валерия Дидюли, которого даже темпераментные испанцы называют «непревзойденным мастером фламенко». Под его гитару после занятий с хореографом Мариной Макаровой на сцене ТАТД танцуют все, а публика – аплодирует в такт, особенно когда Диана занимает подобающее ей место на престоле.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему