Культура

14:07, 17 июня 2014

Печальник земли Русской

Елена ПАНОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Великий чудотворец, провидец, исцелитель – так называют преподобного Сергия Радонежского. Его образ неразрывно связан с историей русского православия. И не только православия, но еще политической и общественной жизни Древней Руси. В Тульской губернии есть места, в которых бывал основатель Троице-Сергиевой лавры, местные жители там до сих пор хранят память о его пребывании.
Пешком из Серпухова
в Венев
Менее чем в 40 километрах от Тулы, если ехать по старой веневской дороге, находится удивительное место – Свято-Никольский женский Венев монастырь. Это самая древняя монашеская обитель на Тульской земле. Исследователи полагают, что возникла она по подобию Киево-Печерской лавры в карстовых пещерах на берегу реки Осетр. В XIII веке представляла собой пустынь, а в XIV стала монастырем. У историков есть основания считать, что образование обители связано с именем преподобного Сергия Радонежского.
В XIV веке в числе насельников пустыни был Петр Веневский – ученик отца Сергия. По преданию, учитель его посещал, и не раз. Когда именно произошли эти встречи, теперь установить невозможно, никаких письменных свидетельств не сохранилось.
– Сергий мог несколько раз побывать в Веневской пустыни, – рассказывает исследователь Елена Коновалова, автор книги «Венев монастырь. В отдаленной древности среди мрачных лесов». – Летом 1374 года преподобный по приглашению князя Владимира Андреевича ходил в Серпухов, для основания там нового Высоцкого монастыря. А в 1381 году он побывал в Серпухове дважды. Первый раз весной крестил новорожденного сына князя – Ивана, второй раз осенью участвовал в освящении нового каменного собора и церкви Покрова в Высоцком монастыре. Кроме того, спустя пять лет после Куликовской битвы, осенью 1385 года, Сергий по просьбе князя Дмитрия Ивановича Донского ходил в Рязань с целью примирить двух враждовавших князей – Дмитрия Московского и Олега Рязанского. И положить конец распрям. Скорее всего, во время одного из таких переходов игумен Сергий и нанес визит в Веневскую пустынь.
О его пребывании в будущем Веневом монастыре утверждали тульские краеведы XIX века В. Шумов и И. Сахаров. Они отмечали, что Сергий подарил пустыннику Петру свой «деревянный настоятельский посох» и «крест напрестольный серебряный». По традиции основатель пустыни получал посох от игумена в том случае, если она переходила в разряд монастыря.
Тульский протоиерей  Ростилав Лозинский в монографии о Веневе монастыре, изданной в 1984 году, писал, что после пустынника Петра в ризнице обители сохранялись власяница и посох, подаренные ему Сергием Радонежским. А местные жители до сих пор рассказывают, что Сергий пешком приходил в их края из Серпухова, и даже показывают тропинку, по которой ступал преподобный.  
Посох и власяница хранились в Веневом монастыре до 30-х годов XX века. После бесследно исчезли. До сих пор об их судьбе ничего не известно.
«… а поможет ти Бог и Святая Богородица…»
Сохранилось предание о том, что в Веневе монастыре накануне Куликовского сражения Сергий Радонежский беседовал с князем Дмитрием Ивановичем. Но документальных подтверждений этому факту нет. В летописях и житиях чаще встречаются рассказы о том, как Дмитрий приезжал к Сергию в Троицкую лавру. Там незадолго до сражения на берегах Дона и Непрядвы отслужили литургию, провели трапезу князя с иноками, что символизировало причащение. Старец благословил Дмитрия и сказал ему, что победа будет за русским войском.
В помощь князю на поле битвы Сергий дал двух своих иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба – из боярского рода, в прошлом воины, хорошо владели оружием. Битва на берегах Дона и Непрядвы началась с поединка Пересвета и татарского воина Челубея. Образ Пересвета – эпическая фигура в цикле летописей о Куликовской битве. По одной версии, он пал в бою с Челубеем, по другой – погиб на поле брани.  
Перед битвой, которая состоялась в день Рождества Богородицы – один из самых почитаемых на Руси православных праздников, – русским воинам зачитали грамоту, присланную Сергием Радонежским. В ней содержалось благословение старца и предсказание победы над «погаными». Сергий прекрасно сознавал необходимость морально поддержать войско и самого князя Дмитрия. Таким образом он дал воинам психологический настрой на победу. Заканчивалось грамота словами: «Чтобы ты, господине, таки пошел, а поможет ти Бог и Святая Богородица».
Пока шла битва, Сергий молился. А после старец, обладавший даром предвидения, сообщил монастырской братии о победе русского войска, назвал имена погибших и отслужил по ним панихиду.
– Физически Сергий Радонежский никогда не был на Куликовом поле. Морально присутствовал всю битву в каждом сердце, – рассказывает Сергей Цепляев, заведующий отделом экскурсий и туризма Государственного музея-заповедника «Куликово поле». – Его благословение – это не формальный ритуал. Каждый, кто стоял в узком степном коридоре и видел несокрушимые ряды противника, знал, что сражается он за землю Русскую и веру православную, что проливающий кровь уподобится самому Христу, что если с нами Бог, то кто против нас… С таким посылом и сражаться легко, и умирать не страшно. Сергий своим благословением сумел изгнать страх и дал самое сильное оружие – веру в правоту своего дела.
После событий 1380 года в населенных пунктах в окрестностях Куликова поля появилась масса легенд, связанных со сражением. Недалеко от села Грибоедова есть Прощеный колодец. Местные жители до сих пор рассказывают, что источник образовался в ночь после битвы, возникнув от удара молнии. После сражения к колодцу приходил Сергий Радонежский вместе с воинами омывать раны. Конечно, скорее всего, это просто вымысел, так как письменных подтверждений факту пока не найдено.
Утраченные реликвии
Еще в начале XX века в церквях Куликова поля хранились редкие предметы, связанные с именем Сергия Радонежского.
В 1904 году на Красном холме началось строительство храма-музея преподобного Сергия. Инициатива его создания принадлежала местным помещикам графам Олсуфьевым и князю Голицыну. Олсуфьевы были известны как страстные коллекционеры предметов искусства. В числе экспонатов у них хранился крест с мощами великого старца. В 1908 году Олсуфьевы подарили реликвию в строящийся храм на Красном холме. После Октябрьского переворота крест бесследно исчез. А сам храм пришел в запустение. Музей в нем открылся только в 1980 году после девятилетней реставрации.
В XIX веке помещик Нечаев, исследователь Куликова поля, обратил внимание на царские врата, установленные в храме Рождества Богородицы в селе Монастырщине. Врата были выполнены в древнерусском стиле и представляли собой уникальный образец деревянного зодчества. По легенде, Сергий Радонежский после Куликовской битвы подарил царские врата в церковь, возведенную на месте погребения погибших русских воинов. Однако современные специалисты датировали врата более поздним периодом. В настоящий момент деревянный шедевр хранится в коллекции Государственного исторического музея.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий