Культура

12:59, 26 января 2018

Пьеса для семи струн

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

«…Я вышел на подмостки» – так называется новый спектакль, поставленный в Тульском академическом театре драмы режиссером Ларисой Козловой к 80-летию со дня рождения Владимира Высоцкого.

Игра «вхруст»
Премьера удивила и обрадовала: словно единым целым стали артисты на сцене и зрители в зале. Как определили сами участники, это – «пьеса для семи струн, сочиненная театром по песням и стихам в воспоминание о Поэте». Сочинители и исполнители – семь актеров: Игорь Небольсин, Антон Архипов, Юрий Богородицкий, Марина Борисова, Ян Воробьев, Алексей Емельянов, Инна Тарада.
Когда собирается команда единомышленников, видно сразу: спектакль идет на одном дыхании, все играют слаженно, от души, «вхруст», как писал Мандельштам. И черно-белый мир, созданный на сцене художником Ириной Блохиной, очерченный постерами с изображением Владимира Семеновича, вдруг взрывается яркими красками: изобразительные приемы у каждого исполнителя свои.
– Мы и репетировали легко, – рассказал после премьеры Ян Воробьев. – Так не всегда получается, но тут – просто шли работать с радостью: шли сочинять спектакль, и, по-моему, еще не до конца сочинили, будет продолжение…
– Несомненно, Высоцкий очень сложен и для восприятия – при кажущейся простоте его произведений, – и для исполнения, – отметил Алексей Емельянов. – Но если он есть у тебя в душе, если чувствуешь отклик в глубине, произнося его строки, то все сложности уходят… И спектакль сочинялся радостно, мы фантазировали, импровизировали – взахлеб! А главный акцент этого спектакля делается на то, что у каждого из нас – свой Высоцкий, что и демонстрирует каждый артист на сцене. У меня, конечно, он лирический: это – мое состояние души, потому и выбрал романс «Здесь лапы у елей дрожат на весу…»

Любим, как Гагарин
Эта постановка – рассказ актеров об актере, и публика не сразу понимает, что действие уже началось: народ на сцене – в гримерке – как-то буднично беседует, перебирая листки с текстами, откуда-то возникает гитара, звенят перебираемые струны. Действие идет без биографических подробностей – они оказались бы лишними.
Просто вдруг находится листок, где записаны воспоминания матери Владимира, и роли словно распределяются сами: каждый из семи человек на сцене начинает показывать своего Высоцкого – словно свою ноту берет.
Многие моменты творчества поэта в постановке «…Я вышел на подмостки» вдруг приобрели неожиданно современное звучание, а писалось-то все в далекий доперестроечный период! Вечные крылатые фразы, известные песни, о которых неискушенному зрителю рассказывают впервые, а знатокам творчества поэта-барда напоминают, звучат весьма удачно и уместно.
К примеру, песня «Утренняя гимнастика» исполняется в маршрутке. Где, как и положено, мужики удачно расселись, а дама с сумками (ее сыграла Марина Борисова) стоит в проходе и заваливается на каждом повороте под хохот зрителей. На ее справедливые претензии слышится: «Разговаривать не надо, приседайте до упаду…» – и мадам то приседает, чтобы поддержать свои баулы, по падает на колени к «джентльмену».
– У людей старшего возраста, выросших на песнях Высоцкого, – особое отношение к нему, – отметил Игорь Небольсин. – Его творчество можно любить или не любить, но то, что поэт оказал большое влияние на несколько поколений наших соотечественников – несомненно.
Действительно, по цитируемости его песен, по востребованности его произведений Высоцкий – лидер среди современников. Пару лет назад Всероссийский центр изучения общественного мнения установил, что люди помнят его, как, например, Юрия Гагарина и маршала Жукова, а ведь большинством респондентов оказались молодые люди, родившиеся уже после смерти барда.

От поэзии
до интервью
– Есть такая форма спектакля – грубо-площадная, вот ее мы здесь и избрали, – рассказал Юрий Богородицкий. – У нас – площадка без особых декораций, так – стулья-столы. Нет отдельных, закрепленных мизансцен, четко распределенных ролей: каждый идет от себя, все свободно – как и он был свободен в своем творчестве.
Основа постановки – поэзия и проза Высоцкого, его интервью, воспоминания друзей и близких. У Инны Тарада есть моноспектакль о поэте, и в новую постановку включен отрывок о встрече Владимира и Марины Влади: история любви, современная всегда.
– Высоцкий – он как совесть … – поделилась актриса. – Умеет открывать в каждом человеке его подлинную сущность, заставляет переживать, любить, сострадать. Мне нравится высказывание кого-то из великих: гений – это душа Вселенной. И Высоцкий потому близок каждому, что был нервом и болью того времени, в котором жил: люди разных профессий и социальных положений считают его своим…
– Песни, которые звучат, актеры-участники выбирали и распределяли сообща, – добавил Антон Архипов. – Так вышло, что я в тот момент находился на репетиции другого спектакля, и коллеги определили, что буду петь произведения Владимира Семеновича на военную тему – которая мне близка. Я люблю историю, особенно интересует период Великой Отечественной, и то, что я пою в спектакле, – память сердца…
Когда в ТАТД решили ставить «...Я вышел на подмостки», никто ничего не «привязывал» к круг­лой дате, в попытке «откликнуться» на нее. История появления нового спектакля никак не связана с юбилеем Высоцкого: идея показать на сцене что-то из его творчества появилась у ассистента режиссера актера Юрия Богородицкого, который – это всем известно – замечательно исполняет его песни. Как рассказала Лариса Козлова:
– Юра многие годы предлагал мне создать спектакль о Высоцком, и когда мы наконец решились – подоспел юбилей: то есть все вышло наоборот. И моя главная задача заключалась в том, чтобы все это не выглядело как концерт, где будет один в один подражание тому, как исполнялись в оригинале все эти песни. Ни в коем случае! Невозможно смотреть, как известные артисты хрипло имитируют нечто «а-ля Семеныч». И когда у меня придумалось название, то сам собой сложился жанр: пьеса для семи нот. Или – семи струн. Нашей сверхзадачей было – чтобы зритель в зале запел. После премьеры уже можно порадоваться: получилось!..
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему