Культура

12:00, 30 марта 2017

Песня об Одессе

В Тульском академическом театре драмы поставили «Белую акацию» – легкую, веселую, красочную комедию. Режиссер Дмитрий Краснов сделал свою трактовку пьесы Владимира Масса и Михаила Червинского, где арии героев заменены на известные песни Исаака Дунаевского.

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

 – Мы решили взять произведения из золотого фонда композитора и вплести их в эту драматическую канву – они хорошо вписались, и я не жалею, что принял такое решение, – сказал после премьеры режиссер-постановщик. – Хотелось напомнить молодому поколению лирический музыкальный пласт советской эпохи, который сейчас потерян. Это очень высокий уровень, что мы поняли во время подготовки: там сложные музыкальные переходы, гармонический ряд. Я благодарен заведующей музыкальной частью Ларисе Евгеньевне Козловой, которая просто-напросто вытянула на своих плечах весь этот музыкальный воз, работая и как педагог по вокалу, и как музыкальный оформитель спектакля.
Интересуемся у Краснова, что же было самым сложным.
– Да все! – отвечает режиссер. – Надо было соединить в одно целое танец, музыку, заразить молодых артистов духом того времени: ведь у них нет ностальгии по прошлому. Хореограф Марина Макарова тоже входила в тот временной пласт – ей сложно пришлось. Все исполнители органично вписались в ретро-стиль, созданный художниками Александром Дубровиным и Еленой Погожевой. Мы вместе искали признаки той эпохи в старых иллюстрациях, фотографиях…
В программке спектакль обозначен как музыкальная комедия, кстати, так же это произведение отмечено и у Исаака Дунаевского. А поставить его, по словам режиссера, решили по нескольким причинам. Сегодня, в эпоху жестокого практицизма, многим хочется «простенькой сказки» – чтобы окунуться в мир добрых, подчас наивных чувств, поверить в любовь, в то, что «все будет хорошо» и есть дороги к счастью. А музыка Дунаевского – как компас, ведущий в эту страну. Ну и сама история создания «Белой акации» очень трогательная, с большой долей грусти, недаром ее называют лебединой песней композитора: он умер, не успев ее дописать.
Актеры прекрасно справились: перед зрителями – жители Одессы 50-х, которые трудятся, любят, страдают, веселятся. Эти китобои и гарпунеры, которые влюблены в море, в свою профессию, в родной город, и их близкие, ждущие на берегу.
Здесь занята почти вся труппа, главные роли исполняют Виктор Ананьин, Наталья Савченко, Юрий Богородицкий, Ольга Баурина, Инна Тарада, Алексей Емельянов.
Во втором действии, которое по сюжету происходит на корабле, актрисы Марина Борисова, Инна Медведева, Мария Соловьева смело решились оказаться некрасивыми: ну какие красоты на плавбазе, где рыбу разделывают? Все в платках, в бесформенных штанах, в тельняшках.
А всеобщее наказание – кладовщик Яшка, лодырь и приспособленец, даже умудряется, придумывая себе оправдание, наравне с Гринписом поднять современную тему: «Что мне сделали эти киты, за что я их буду убивать?..»
О Яшке разговор особый: актер Ян Воробьев создал колоритного персонажа, преобразившегося в коренного одессита. Впрочем, в спектакле «За двумя зайцами», также поставленном Дмитрием Красновым, он – типичный киевский обыватель. Кстати, там режиссер показал на сцене Украину, которой больше нет, и когда звучат лирические песни, видна Владимирская горка, девчата в венках – у публики слезы на глазах. И вот перед нами – Одесса из прошлого, город Бабеля и Жванецкого, отношение к которому сегодня несколько изменилось.
 – Я даже думал пустить в финале кадры той хроники у Дома профсоюзов, – сказал Краснов. – Но потом отказался: пусть эта светлая история из прошлого такой и останется и слышится нотка ностальгии об Одессе. Особенно во второй части, когда девчонки во время плавания по океану так проникновенно поют песню об Одессе – визитную карточку спектакля: с такой тоской о ней, что она передается и залу…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему