Культура

18:41, 22 июля 2015

Пироговская аномалия

 Анастасия КАЛИНИНА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

В толстовском Пирогове все не как в музее. Никаких суровых смотрительниц, ревностно оберегающих экспонаты от посетителей, никаких табличек «Руками не трогать!» Тропинка, крыльцо, дверь – поднимайся, проходи, никаких билетов не нужно.

Картина маслом и печеньем
В доме вместо экскурсовода – девочка в майке и шортах раскладывает на свободном пятачке поблескивающие невысохшим маслом эскизы. Тут же расстелен чей-то спальник, брошен трапик, стоит чайник, банки с тушенкой и кабачковой икрой. Все в кучу – мольберты, кисти, печенье, полотенца. Вокруг творческий беспорядок, от которого становится тепло и весело.
В полдень дом Толстых практически пуст – только Надя Хавроньина, как дежурная, хлопочет об ужине на всю компанию. Студентка отделения живописи колледжа имени Даргомыжского мечтает стать театральным декоратором, но сегодня ее ждет мытье посуды и готовка. Попутно Надежда показывает нам свои работы и наброски товарищей. Пейзажи, покосившиеся домики, ирисы, растрепанные куры – всегда удивительно сравнивать, как по-разному человеческий глаз ловит и затем рука переносит на полотно один и тот же предмет.
– Хорошие места здесь,– сдержанно рассказывает Надя. – Я уже бывала на пленэре в Белеве. Но тут особая атмосфера.
Остальные участники пленэра ушли кто куда – две девушки в палисаднике возятся с пейзажными этюдами. А в это время в лесу, вдали от нескромных глаз студенты рисуют обнаженную натуру.

Культурная столица в щекинской глуши
Чтобы не мешать творческому процессу и не смущать натурщицу, беседуем с директором музея Геннадием Опариным, сидя на лавочке возле родника.
– Изначально планировалось, что Пирогово станет неким творческим центром. Не совсем музеем. Хотя место здесь действительно овеяно значимыми культурными свершениями, – вспоминает начало работы директор Геннадий Опарин.
Раньше здесь жили нежно любимые брат и сестра Льва Толстого – Мария и Сергей. Когда-то этот дом был полон блестящих гостей – художников, музыкантов, писателей… И усадьба, по замыслу музейщиков, должна остаться живой. Задуманное воплотилось. Пироговское имение Толстых принимает творческих людей и сегодня.
Здесь рады гостям разных национальностей. Так, пестрой лентой проходит череда событий, связанных с цыганами, ведь в семье Толстых все любили музыку кочевого народа. А Сергей Николаевич Толстой влюбился в знаменитую певицу цыганского хора Марию Шишкину. После длительных переговоров ему удалось выкупить возлюбленную и увезти ее в Пирогово. Цыганка родила графу одиннадцать детей.
Еще одна неразрывная нить дружбы протянулась с берегов Упы Щекинского района в аул Хунзах в Дагестане. Известно, Лев Толстой именно в Пирогове увидел растоптанный цветок, который напомнил ему о Хаджи-Мурате, национальном герое аварцев. Один из проектов, реализованных в музее, – установка 30-тонного камня в честь Хаджи и всех погибших в Кавказских войнах на берегу Упы. В общем, культурная жизнь в тихой деревушке бурлит не хуже горной речки на Кавказе.
– Знаете, сколько школьников приняли участие в нашем конкурсе «Лев Толстой и Казахстан»? Почти 1400 человек! Тут были и сочинения, и художественные работы, и даже микроскульптуры. Кто-то придумал сделать из Барби Анну Каренину и подобрать ей гардероб, включив в него и казахский национальный наряд. Портреты писателя рисовали, выжигали, лепили, вязали, клеили из нарезанных ниток, выкладывали бисером, войлоком. А ведь мы, затевая конкурс, думали: если 100 участников наберется – значит, он может считаться состоявшимся, – вспоминает Геннадий Опарин.
К слову, планируются аналогичные конкурсы для учащихся Латвии, Японии, Индии.

Времена года и не только
– Ребята-художники из колледжа имени Даргомыжского у нас завсегдатаи. С их руководителями, Михаилом Блейхером и Константином Евтеевым, мы уже отработали проект «Пирогово. Времена года». Сначала рисовали. Потом собрали выставку, – рассказывает директор музея. – У нас тут почти нескончаемые пленэры. Приезжают из Репинского института, Суриковского,  академии Глазунова. В какой бы технике ни работали художники, какой школы ни придерживались – все очарованы местными пейзажами.
В ходе общения выясняется удивительная вещь: на картинах, написанных с натуры здесь, люди часто «узнают» деревню, где провели детство. Рассматривают полотно, хватаются за сердце: «Это же Красивая Меча под Ефремовом!», «Ой, бабушкин домик в селе Кузнецово!». Но – нет, это малоизвестное в широких кругах, тихое и далекое от изъезженных туристических троп Пирогово. То ли местность тут уж очень типично среднерусская, то ли атмосфера особая. Так или иначе, ответ на вопрос, почему каждый видит здесь что-то свое, родное, пока не найден.
Невероятно, но даже американке Саре Уинтер, снимавшей здесь документальный фильм, просторы Щекинского района напомнили  маленький городок на востоке от Детройта. Там прошло ее детство – среди проселочных дорог и рек, так похожих на извилистую Упу…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий