Культура

09:00, 26 июня 2015

Поле, кто тебя засеял?..

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Музей-заповедник «Куликово поле» – лидер в нашей стране по изучению и восстановлению утраченных лесостепных ландшафтов. Его специалисты разработали и в течение нескольких лет реализуют на практике различные методы восстановления степей и охотно делятся опытом с коллегами.

Наука и лирика
Когда был организован музей-заповедник, восстановить легендарное поле Куликово было сложно: повсюду располагались сельскохозяйственные угодья. И в 1980 году решили создать карту реконструкции природно-исторического ландшафта. Было вырыто почти 2 тысячи шурфов, проведен сложный анализ, зато теперь доподлинно известно, где росли исторические дубравы, а где были открытые степные пространства.
Это важно не только для восстановления ландшафта, но и для дальнейших археологических работ: стало понятно, где происходило легендарное побоище, а где хоронили погибших.
Степные зоны специалисты недаром именуют сообществами: здесь сосуществуют многие редкие виды растений, грибов, микроорганизмов. В силу того, что почвы очень плодородны, на протяжении многих лет они беспощадно распахивались и использовались как земли сельхозназначения. Но с исчезновением степных территорий во всем мире исчезали и естественные степные сообщества, признанные важнейшими центрами биологического и ландшафтного разнообразия.
А если отойти от официального языка и вспомнить, сколько произведений писатели и поэты всех времен посвятили степи и ее главному символу – ковылю, можно издать отдельный том. «Они чудаки – ковыли! Ветреные головы. Их мягкие, шелковистые метелки без ветра жить не могут. Только и ждут – куда дунет, туда они и клонятся. И кланяются все как один, весь луг, как по команде», – писал Чингиз Айтматов в повести «Белый пароход». А в народе ковыль сравнивают с поседевшими волосами матерей и жен, оплакивавших павших воинов, потому его и в букеты нельзя собирать: кто же горем свой дом украшает?
Все это вспоминаешь, когда видишь гектары ковыля, высаженного на Куликовом поле, – сегодня здесь произрастает четыре его вида, и все занесены в Красные книги России и региона. Как говорят специалисты-экологи, ковыльно-разнотравные степи – одно из главных природных богатств Тульской области.
– Проблема изучения и сохранения степей и травянистых сообществ остро стоит во всем мире, – рассказала Ольга Бурова, начальник отдела природы музея-заповедника. – И знакомство зарубежных ученых с наиболее сохранившимися степными местообитаниями, их видовым составом и структурой весьма важно.
Недаром в прошлом году именно на Куликовом поле проходила Международная научная конференция «Степи и остепненные сообщества: экология, трансформация и восстановление». В ней принимали участие ученые из 10 стран мира: Германии, Австрии, Венгрии, Финляндии, Греции, Турции, Ирана, Казахстана, Украины, России.

Еще одно степное сообщество
Недавно в селе Монастырщино прошел Международный полевой семинар, посвященный проблеме сохранения и восстановления лесостепных ландшафтов Европы, в котором участвовали тульские и германские специалисты-экологи и их студенты. Профессор Томас Роде из университета Фридриха Шиллера (Йена) предложил интересный способ исследования почвенного «банка семян», для того чтобы лучше отследить прошлое этих мест.
Ученый руководствуется идеей о том, что земля – своеобразная летопись, хранящая следы прошлого. В ней остались семена тех растений, которые могли прорасти много веков назад, – надо только уметь искать. И тогда результаты сложатся в рассказ о том, как использовались эти территории в прошлом, где была пашня, а где – дикое поле или на залежи вырос лес.
– Эти семена могут тысячу лет пролежать непроросшими, но оставаться живыми, – рассказала Елена Волкова, доцент ТулГУ, научный сотрудник музея-заповедника «Куликово поле». – Так что почва – это своеобразный банк данных, который хранит сведения о минувших временах. Не случайно у нас есть термин «почвенная память». Говоря современным языком, она – хороший маркер истории.
Четверо студентов Томаса Роде, приехавшие вместе с ним в Тульскую область, уже знакомы с методикой своего преподавателя: работали по ней в Западной Германии, в Национальном парке-заповеднике, изучали прошлое тех мест. И теперь обучали российских сверстников: ребята вместе исследовали глубокие почвенные шурфы, буквально погружаясь вглубь веков, брали и исследовали пробы весьма оригинальным способом.
Издалека казалось, что они в черных пластмассовых ведрах взбивают коктейль огромными блендерами, но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что это обычные дрели с особыми насадками. Немецкие студенты пояснили, что так проще вымывать семена из земли, чтобы потом по ним прочесть «летопись прошлых времен». Раньше обследовали только почву, а теперь благодаря европейским коллегам возможен более точный анализ, и уже есть хорошие результаты.

Каникулы в Монастырщине
Как рассказали участники семинара, языковой барьер они преодолели в первый же день: недаром говорил кот Матроскин, что «совместный труд для моей пользы – объединяет». И не беда, что тульские студенты не говорят по-немецки, а гости не знают русского: все весьма сносно изъясняются на английском, к тому же никто не отменял язык жестов.
Полевой лагерь куликовцев, в котором ежегодно в летнее время проживают археологи, а на эти две недели поселились экологи, оборудован основательно: в больших военных палатках размещаются «жилой сектор», кухня, столовая и даже душевая с новейшим оборудованием для подогрева воды. Правда, пока стояла жаркая погода, ребята бегали купаться в мелкую Непрядву. Вода в ней прохладная из-за быстрого течения, но прозрачная, так что видно водоросли и рыбешку. А на высоком склоне – храм в селе Монастырщино, за ним – монумент князю Дмитрию Донскому. Все это туляки показали гостям, проведя экскурсию по окрестным местам и свозив их на Красный холм, к памятнику-колонне. Если герр Роде бывал в России и прежде, то его студенты, попавшие впервые в нашу страну, увидели много нового для себя. На вопрос, что их поразило больше всего, парни сначала повернули головы в сторону хорошеньких тульских студенток, но потом, спохватившись, заговорили о красоте русских просторов, а еще – о трудоспособности, собранности и организованности россиян, их бережном отношении к традициям.
Как ни странно, но граждан страны, которая в нашем представлении ассоциируется с педантичностью, тульским педагогам постоянно приходилось контролировать: чтобы не проспали на работу, успели вовремя поесть, не отстали на экскурсии…
По вечерам у костра, когда заканчивались научные дискуссии и начинались разговоры «за жизнь», гости из Германии рассказывали, что Россия им издалека представлялась совсем иной, и из намеков можно было понять, что водка и медведи составляли часть образа. Но увидев страну своими глазами, они многое переосмыслили.
Напоследок российские и германские участники семинара признались: эта летняя практика их многому научила и обогатила не только с научной точки зрения – они лучше узнали и поняли друг друга.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему