Культура

00:00, 10 июня 2017

«Призраки Эллады»

– такое название носит одна из картин художника Федора Поленова, но мало кто знает, что мастер написал музыку к пьесе с подобным названием, а либретто создал известный меценат Савва Мамонтов.

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Премьера нового спектакля Тульского академического театра драмы «Призраки Эллады» совпала с юбилеем режиссера-постановщика Ларисы Козловой. На показе присутствовали сотрудники Государственного музея-заповедника «Поленово», и заместитель директора Наталья Грамолина отметила: «Этот спектакль – подлинник, в нем сохранено то, что задумал и вложил в свою музыку Федор Дмитриевич…».
А Лариса Козлова рассказала:
– Тульский драмтеатр подал заявку на участие в XIX Керченском театральном фестивале «Боспорские огоны», который проходит в естественных декорациях на горе Митридат, где этот спектакль органично будет смотреться. Меня потряс перевод слова «огоны» – «честное состязание свободных людей», а именно к таким и относятся люди театра....
– Как произошла ваша встреча с музыкой Поленова?
– Наталья Николаевна Грамолина передала мне флешку, на которой был текст: еле заметные слова с буквой ять. Это даже не пьеса – либретто.
И когда что-то там прочла, не поняла в первый момент: написанное еле видно, да еще с карандашными исправлениями, которые делал сам Савва Мамонтов. Конечно, над этим можно умиляться – подлинник все-таки, но работать с таким текстом невозможно.
И я взялась за расшифровку, потребовалось три дня, двое очков и одна лупа и – невероятное усердие и желание докопаться до смысла.  
– Их призраки в те дни являлись вам во сне?
– Разумеется, они и сейчас со мной!.. И вот, когда я все расшифровала, обрадовалась – причем остальные моего восторга не поняли: не они же корпели над этими манускриптами позапрошлого столетия.
Потом очередь дошла до разбора нот, поскольку на флешке были точно такие же неразборчивые снимки нотных листков общим числом 158. Так что и расшифровщик, и аранжировщик, и исполнитель – я. И все, что звучит в спектакле, играла я.
Этот спектакль был сыгран лишь раз – в 1894 году в Москве, в домашнем театре, и ничего с тех пор не сохранилось – ни записей, ни фотографий, ни набросков Поленова. Я искала в дневниках и записях Саввы Мамонтова – ну хотя бы идеи, рассуждения об этом мифе: тщетно!..
– А миф красивый: скульптор Агисандр, которого играет Юрий Богородицкий, создал статую богини, но не в привычных канонах, а похожую на земную девушку, в которую он влюблен. За такое кощунство жрецы решают наказать мастера – он будет убит.
– В нашем решении все это не говорится в лоб: когда возлюбленная скульптора, Данаэ, которую играет Инна Медведева, говорит: «Я в вечность ухожу…», становится ясно, что она погибает вместе с ним. Но как непросто было актрисе с этой музыкой справиться! А мне порой приходилось «договариваться с Поленовым», придумывая новую тему, поскольку прежняя оказывалась несколько скучна. Так что встреча с музыкой Поленова мне запомнится навсегда: это было невероятно интересно и дико трудно!
К тому же предполагался хор, он же народ Древней Греции – как минимум человек двадцать, и жрецы – человек сорок. А у меня шестеро поют в хоре и всего четыре героя, которые должны петь сольно, там сложнейшие партии у Яна Воробьева, Инны Медведевой, Марины Борисовой, Алексея Емельянова.
– Но, наверное, случилось чудо, поскольку все вам удалось.
– Чудеса и по сей день случаются, так как эта музыка вошла в меня, в мою жизнь, ведь только сейчас я могу спокойно в нее погрузиться: репетиционный момент был кошмаром, мы все – на нервах, где уж тут наслаждаться красотой мелодий.
– Очень хороши декорации Ирины Блохиной: лаконичные и выразительные.
– Это решение появилось не сразу, долго раздумывали. А потом я решила: если музыку написал художник, то пусть на сцене будет пустая рама, внутри которой и происходит действие, а по окончании она завешивается холстом. Эту идею я озвучила Ире – по-моему, в два часа ночи, и она оказалась удачной. На нашей сцене все на черном фоне, а представьте фестиваль и его естественные декорации: море, горы и – страсти. 3 июня мы с успехом показали его на земле Василия Дмитриевича, где все изначально задумывалось и создавалось. А теперь поедем в Керчь, где по сей день обитают призраки Эллады…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий