Культура

20:42, 12 марта 2013

Продолжая традиции

В апреле будет отмечаться 75-летие Тульской областной филармонии и почти столько же лет ее первому коллективу, государственному хору имени И. А. Михайловского. Его история тесно сплелась не только с жизнью города, но и историей государства: музыка радовала людей и в военное время, и в дни мирного созидания, радует и сейчас.
Все, с кем доводилось беседовать, связывают историю хора с именами двух людей – Сергея Степанова и Иосифа Михайловского: первый создал коллектив, второй сделал его знаменитым на всю страну.
– Когда началась война, я был совсем еще мальчишкой, учился в музыкальном училище по классу трубы и играл на танцах, что проходили в клубе милиции, располагавшемся на углу улиц Энгельса и Каминского, – вспоминает артист филармонии Олег Гроссовский. – Покатый пол, кружатся пары, в основном женщины. Из аккомпаниаторов помню сестер Петровых, одна из них, Клара, играла на гавайской гитаре, был еще кларнетист Сапожников, а за пианино сидел Степанов. Он был одаренным музыкантом, виртуозно играл еще и на трубе, скрипке, аккордеоне. Когда в Тулу на гастроли приезжали Лидия Русланова, Александр Вертинский, аккомпанировать им просили Сергея Николаевича…
А дочь Степанова, Галина Сергеевна, рассказывала: «Что такое концерт в военное время? В зале холодно, публика сидит одетая, а на сцене во фраке известный легендарный певец исполняет: «Вы плачете, Иветта…» И вдруг – из-под шторы вылезла огромная крыса и важно, не торопясь, продефилировала в угол. Публика притихла: ждет реакции тех, кто на сцене, но ни Вертинский, ни отец виду не подали, что заметили грызуна. Потом, правда, смеялись: крыса с музыкальным слухом! Но тогда, в войну, привыкшие к бомбежкам крысы людей уже не боялись… Помню, немцы подошли совсем близко, на улице Каминского, перегораживая проспект, стояли «ежи». Папа прибежал на минутку домой, чтобы сказать, что едет на передовую. «Какие гастроли? Тулу берут, городская окраина – уже передовая!..» Они уехали. А нам так страшно было: за папу боялись и что немцы возьмут Тулу, а там и Москву…».
Шла война, 1943-й год, нужно было не только защищать страну, но и поддерживать в людях боевой дух, возрождать культуру. Вот тогда, в холодном и голодном декабре, при клубе МВД и родился хор. Милиция в то время состояла в основном из женщин, поэтому мужской состав коллектива набирался из числа церковных певчих, и одним из солистов был Илья Кузьмин, друг Сергея Степанова. А еще вошли представители самодеятельности, те, кто хотел петь, хотя сегодня это удивительно звучит: война идет, а тут – песни…
Сын Кузьмина, Вячеслав Ильич, который был учеником Сергея Николаевича, а потом – баянистом в хоре, чудом смог сохранить целый архив, по которому можно проследить творческий путь этого коллектива. Там первые афиши, программки, фотографии, даже первое командировочное удостоверение, которое было выдано одному из артистов Тульского концертно-эстрадного бюро в Тарусский и Заокский районы на 18 дней. Можно узнать и что входило в репертуар: песни «На врага, за Родину» Исаака Дунаевского, «Самовары-самопалы» Анатолия Новикова, «Летная» Матвея Блантера.
Хор пел в госпиталях, в колхозах, ездил на фронт – передышек от гастролей практически не было. С транспортом не всегда было благополучно, добирались то пешком, то на попутных машинах, которые, случалось, вязли в грязи, и артистам приходилось их выталкивать. Исхудавшие, усталые, вечно голодные, они никогда не отказывались от работы. О костюмах речи не было, а уж «условия проживания»… Зачастую возвращались домой настолько завшивевшими, что приходилось раздеваться чуть ли не на пороге, а потом дезинфицировать всю одежду. Солист Илья Горячев называл их «веселые нищие»…
После ухода Степанова в 1947 году хором некоторое время руководил Владимир Успенский, при котором коллектив получил звание государственного. В 1949-м у туляков была ответственная поездка в столицу, где в театре им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко выступали с отчетным концертом перед комиссией из 157 человек, в которую входили представители комитета по делам искусств и Союза композиторов. От этого зависело многое, в частности будет ли хор гастролировать по стране или его не сочтут нужным вывозить даже за пределы области – если уровень покажется низким. Все очень волновались, но собирались в Москву как на большой праздник: шили новые костюмы, репетиции проходили на одном дыхании. Сохранилась стенограмма, где высокая комиссия высказала свои суждения, и даже в сухом казенном языке можно уловить живое человеческое восхищение: «Хор делает свое дело, и делает его прекрасно». В конце обсуждения композитор Колосов внес предложение: «От имени собрания обратиться к председателю комитета по делам искусств при СМ РСФСР т. Н. П. Силантьеву с просьбой принять Тульский государственный хор у себя в кабинете…» Но радость от поездки была омрачена: там, в Москве, отдирижировав последний концерт, умер Успенский.
Некоторое время коллективом руководил М. Орехов, а в 1952-м в Тулу приехал выпускник Московской консерватории, талантливый дирижер Иосиф Михайловский, который возглавил хор, поднял его на более высокий профессиональный уровень: за 41 год работы он ввел в репертуар коллектива около 1500 произведений, коллектив записывался на Всесоюзном радио и Центральном телевидении, был известен в СССР.
«В конце семидесятых в Тулу приехал Ян Френкель, и я предложил ему сделать эстрадную программу, – рассказал как-то в интервью Иосиф Александрович. – Собрали маленький оркестрик из четырех человек – раньше мы выступали только под рояль, за которым аккомпанировала Валентина Лазутина, и поехали в Москву. На «Мелодии» записали пластинку: в концерте с хором Френкель пел «Журавли», «Вальсок», «Для тебя». Потом у нас была программа и пластинка с Марком Фрадкиным, он исполнял «Случайный вальс». А с Ульяновским симфоническим оркестром, Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской был целый тур – на пароходе по Волге… С Исааком Дунаевским меня связывала детская дружба: когда я учился в школе, в моде были шумовые оркестры. Это значит, там играли на гребенках с бумажкой, на кастаньетах, треугольниках, трещотках, банджо. В своей школе таким оркестром руководил я, а Семен Дунаевский, младший брат композитора, организовал коллектив в ДК неподалеку – конкуренты! И как-то раз Исаак пришел на наш концерт, послушал – понравилось, и дал нашему оркестру свое имя. А когда я уже руководил Тульским государственным хором, все его песни из фильмов «Концерт Бетховена» и «Вратарь» мы исполняли задолго до выхода лент на экран: тогда ведь кино снимали долго, по году с лишним…»
Тульские артисты объездили с гастролями всю страну – от Калининграда до Дальнего Востока. С хором выступали в концертах Тамара Синявская, Иосиф Кобзон, Людмила Лядова, Людмила Зыкина, Ольга Воронец, Валентина Левко, с ними также были записаны пластинки.
Сейчас в репертуаре артистов около двадцати программ: «Старинный романс», «Русские народные песни», «По страницам любимых оперетт», песни советских композиторов от периода 30–40 годов до начала 90-х, и, конечно, присутствует классика, русская и зарубежная. Коллектив впервые в нашей стране выбрал такую манеру исполнения, при которой вокалисты выполняют функции оркестра. Впервые – потому что просто нет такого нотного материала и все аранжировки приходилось делать самим – и руководителям, и участникам. Проникновенность, тонкий вкус – это черты их исполнения, и на первый взгляд все кажется поразительно простым. Но это – высшая простота, именуемая мастерством.
В конце прошлого года Тульский государственный хор ездил в Санкт-Петербург, участвовал в «Невских хоровых ассамблеях» и, как рассказали его художественный руководитель Георгий Августинович и директор Яков Нускольтер, пел в Императорской капелле, в Исаакиевском соборе. Еще туляки побывали на обменных гастролях в Калуге, в конце марта собираются в Орел: традиции, заложенные первыми поколениями участников хора, продолжаются.
Марина ПАНФИЛОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему