Культура

16:09, 20 июля 2023

Режиссер ТАТД Анна Терешина: о любви к поэзии, театру и герою своего спектакля

Режиссер ТАТД Анна Терешина: о любви к поэзии, театру и герою своего спектакля

Знакомство с интересными личностями всегда захватывает воображение. Режиссер Тульского академического театра драмы Анна Терешина рассказала о том, как страсть к своему делу может привести к впечатляющим достижениям, а также о воплощении идей в жизнь.

- Анна, вы окончили Государственный театральный институт имени Б. Щукина по специальности «режиссура театра» и актерский факультет Института театрального искусства, рекламы и шоу-бизнеса. Как встали на творческий путь?

- Творчество и театр интересовали меня с детства. Началось все с выступлений в детском саду, потом в школе, потом была театральная студия под руководством Ирины Александровны Левицкой. Театр вошел в мою жизнь и стал ее образом. Не зря часто к театру применяют понятие служить, как бы пафосно это не звучало, но это действительно так. Для людей, которые искренне любят театр, занимаются им, это становится неким образом жизни и служением. Что касается творческого пути, я надеюсь, что на него уже встала и стою достаточно прочно. Я понимаю, что сейчас действительно обрела свою профессию, потому что профессия режиссера удивительна. Ты можешь создавать миры, говорить с многими людьми на языке театра, эмоций, чувств, мыслей. Театр – уникальное пространство для фантазии, возможность поговорить с душой и сердцем.

- Может во время учёбы в «Щуке» был какой-то случай, событие, ситуация, которое вы запомнили на всю жизнь?

- Каждый день в институте был удивительным. Каждая сессия – это открытия и перемены. Каждый раз подходя к институту и собираясь войти в него, бралась за ручку двери и думала: «Да ладно, я сейчас сюда захожу»? Это не какое-то глупое восхищение, а уважение к этому месту.

- Анна Юрьевна, вы пишете стихи, у вас есть собственный сборник. Что для вас значит поэзия?

- Что касается моих литературных способностей, не относилась бы к этому серьезно. У меня действительно вышли два больших сборника, но дело в том, что я не пишу что-то специально, иногда могу записать какие-то мысли, какие-то строчки, которые приходят в голову, они могут меня долго мучить, если я их не запишу для себя. Писала с детства, у нас в семье ходит шутка о том, что у нас есть «мамиздат». потому что, когда я была маленькая, мама печатала мои детские рассказики и собирала их в маленькую книжку, они были совсем наивные. Это некий мир моих эмоций, чувств, фантазий. Знаю, что есть люди, которым они нравятся, и мне приятно делиться своими стихами с ними. Я с радостью выкладываю все в сеть. Побудила меня на выпуск книжечки пандемия. Был сложный период, надо было себя поддержать. Я тогда прошла интересный марафон по стихам, когда нам каждый день давали слово, надо было с ним придумать стихотворение. Это был интересный опыт, за небольшой период родился сборничек.

- Около трёх лет назад вы стали режиссёром-постановщиком в главном театре Тулы. Как прошло назначение и каковы были ваши эмоции когда поступило столь заманчивое предложение?

- Я благодарна за это Сергею Михайловичу Борисову, директору театра, и Дмитрию Краснову, который некоторое время назад покинул этот мир. Это он меня позвал поддерживал все это время. Это очень важно. Первая работа, которую я делала, была внеплановой, – «Маленький принц». Сказка до сих пор идет в театре. Потом была пандемия, мы с артистами делали онлайн-проект, собственно, после этого меня и взяли в театр. После назначения начался период счастья, потому что я люблю работать, люблю ставить спектакли. Это опыт, рост и поэтому каждый новый спектакль, это новый шажочек к себе и возможность создать что-то новое. Спасибо тульскому театру драмы и спасибо, что принял и стал домом.

- Вы работаете и в филиале драмтеатра в Новомосковске. Как удается совмещать?

- Новомосковский театр – филиал тульского театра драмы. Там я поставила несколько спектаклей. Последний был в том сезоне «А зори здесь тихие» по повести Бориса Васильева. Сценическая версия была создана Рагимом Мусаевым. Совмещать удается легко. Почему? Потому что у нас есть репертуарные планы, распределяется, кто, когда и где ставит. Нет сложности, а есть большой интерес – разные труппы, новые люди. В Новомосковске такая домашняя атмосфера: там приятно бывать, приятно работать, там есть действительно талантливые люди, с которыми интересно общаться.

- Есть ли у вас свой самый любимый спектакль?

– Это как спросить у матери, какого из своих детей она любит больше всего. Я не смогу выбрать. В каждом спектакле ты влюбляешься в материал. За период постановки начинаешь взаимодействовать с текстом, людьми, которые будут играть. Это делает вас ближе друг к другу, а результат – важным и ценным. Я благодарна каждому спектаклю. И иногда скучаю по ним.

- Анна, помимо работы в профессиональных театрах вы также успеваете уделять время детям в Ясной Поляне. Есть ли вообще различия в работе с детьми и взрослыми?

- Я руковожу театральной студией «Бенефис» в Ясной Поляне уже десять лет. Она стала частью моей жизни. Мне кажется, что мы с детьми учимся друг у друга. Я учусь наивности, широко распахнутым глазам и сердцу, а взамен дарю им немножко любви к театру. Разница в работе с детьми и взрослыми безусловно есть, просто нужно делать дело честно и открыто и с любовью. Театр не прощает формализма и обязаловки.

- Среди ваших работ много спектаклей, поставленных по пьесам или инсценировкам Рагима Мусаева. Как вы начали сотрудничать?

- Мы много спектаклей вместе сделали. Надеюсь, что еще много сделаем. Первая наша совместная работа была «Легасов: надо жить». Спектакль, который вышел уже полтора года назад на малой сцене ТАТД. Могу сказать, что работа вместе с драматургом – это очень интересный процесс. Рагим –очень талантливый драматург. Я понимаю, что, допустим, когда он пишет какую-то историческую вещь, то она выверена до миллиметра. Мне нравится, как он пишет диалоги, там нет лишнего, нет воды. Его очень сложно поэтому сокращать: если что-то вырезаешь, теряется мысль. Еще мне нравится, как он ловит образы, тон языка, потому что в разное время. В разные периоды говорили же по-разному, и он очень хорошо это считывает. Надеюсь, что наше сотворчество, наш тандем будет еще долго вместе, мы сделаем много хорошего, доброго и полезного.

- В театре грядут перемены… Что думаете по поводу этого?

- Что касается будущего, не люблю говорить про него, потому что мы пока его не знаем. Сейчас в театре нет художественного руководителя, и я могу сказать одно, что я пока до сих пор не поняла, что его нет. Дмитрия Алексеевича очень резко не стало, до сих пор поверить в это невозможно. Еще иногда случаются порывы ему позвонить и зайти в кабинет поздороваться. Большая глупость вот эта фраза, что незаменимых людей не бывает. В любом случае, кто бы не пришел, это будет другой человек. Естественно, это будет другая история. Татр должен жить, развиваться, должен создавать спектакли. Хочется, чтобы у него был добрый и талантливый руководитель. Я не хочу делать никаких ни предположений, просто сказать спасибо Дмитрию Алексеевичу за те годы, которые он был с нами. Его очень не хватает.

- Каковы планы на новый сезон? Театр анонсировал одну из ваших премьер…

- В новом сезоне уже заявлен мой новый спектакль в рамках проекта «Жизнь замечательных туляков». Это будет спектакль про Андрея Тимофеевича Болотова. Почему именно Болотов? У него юбилей в октябре. Признаюсь, я в него влюблена. Просто потому что он был фантазером, умным, талантливым и разносторонним человеком. Пьеса уже написана, потихонечку начинаем разбирать и готовиться. Закончится отпуск, и мы обязательно продолжим работу. Спектакль будет называться «Болотов: жизнь как приключение». Всех приглашаю на премьеру. Надеюсь, что все пойдет по плану и она состоится в конце сентября.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий