Культура

10:54, 26 июля 2023

Рушники: рушим стереотипы

Рушники: рушим стереотипы

Ирина Мельханова
Елена Кузнецова
   

Это сейчас часть полотнища мы называем «отрез». В старину нужного размера кусок от длинного тканого полотна попросту отрывали, как тогда говорили, «рушили». И получался, соответственно, рушник.

 

Какую вещь оторвала!

В фондах музея-заповедника «Куликово поле» рушников более двух тысяч. Около сотни из них можно увидеть сейчас в Музее купеческого быта в Епифани.

Выставить больше не позволяет ограниченная площадь, потому и к выбору подошли скрупулезно.

IMG_8258.JPG

Тут вам и история трансформации рушника в Тульской и Калужской областях – именно оттуда родом абсолютное большинство экспонатов музея. Здесь и история рушника с конца XIX века до середины ХХ – путь от сакрального обрядового предмета до составляющей ежедневных ритуалов и украшения интерьера. И эволюция многообразных орнаментов: смыслы геометрических, растительных изображений, вышитых на рушнике; значения фигур, схематически изображающих людей и животных; посылы разнообразных сценок из жизни мастериц, их семей и окружения; суть, замысел и назначение надписей – пожеланий, поучений, присловий…

Трактовка и интерпретация каждого слова и символа, а на рушнике каждый из них неслучаен, и есть – центральный замысел выставки, получившей говорящее название «Читайте рушники!»

IMG_8277.JPG 

Что написано иглой

В экспозицию вошли только рушники, на которых, помимо орнаментов, вышиты надписи – иные наивные или смешные, с точки зрения потомков, но вспомним, что рукодельницы XIX - начала ХХ веков были чаще всего малограмотны или вовсе не умели читать и писать.

В помощь таким мастерицам даже выпускались книжицы с примерами работ, и буквы по ним вышивались на рушнике простым копированием – так же, как и орнаменты или бытовые сценки.

IMG_8240.JPG

Правда, такие картинки-шпаргалки попадали в руки не каждой вышивальщице. Если пройтись по экспозиции, без туда найдешь надписи с ошибками, зеркально отображенными или вовсе выпавшими из текста буквами. И дело тут не только в неграмотности.

Каждая мастерица, когда вышивала рушник, старалась, в первую очередь, соблюсти размер орнамента – чтобы уместился в ширину полотнища. И, если надпись целиком не помещалась, распространенным решением было попросту сократить ее, оборвав слово, или произвольно избавившись от некоторых букв. Петух, кричащий: «Кукрку», или заверение: «ЛЮБЛЮСИРДЕЧНАДАРЮНА» - обычная практика.

IMG_8228.JPG

Могла надпись и «переехать» на следующую строку, но чаще всего из текста пропадали гласные.

Когда же, наоборот, требовалось занять место, могли появиться и лишние, иной раз, совершенно неожиданные буквы.

Частенько букву неоткуда было «срисовать», и по памяти она вышивалась неверно. Чаще всего страдала «и», которую многие вышивальщицы изображали в зеркальном отражении. Нередко доставалось и букве «я».

IMG_8113.JPG

- А есть у нас в экспозиции, например, рушник с надписью: «Пряди моя пряха пряди не лънися». А рядом – эта же надпись, зеркально отраженная. Для нашей современницы такую вышить было бы гораздо сложнее, а для крестьянки начала прошлого века разницы никакой – просто симметричный орнамент, - рассказывает куратор выставки, специалист экспозиционно-выставочного отдела Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Елена Гончарова.

IMG_8118.JPG 

Что бы это значило?

Рушники сопровождали человека от рождения до смерти. По тому же принципу выстроена и экспозиция в Епифани.

Открывают ее вышитые полотнища, в которых некогда приносили младенцев из храма после таинства крещения.

Ребенка принимали на обрядовом рушнике – крыжме, и потом это полотнище бережно сохранялось в семье, сопровождало человека, нередко – до конца дней. Даже в погребальном обряде могло использоваться.

Если шире рассмотреть религиозные мотивы в рушниках, надо заметить, что очень часто на них по памяти вышивались тексты молитв, заповеди и несложные картинки, их иллюстрирующие. Нередко на той же крыжме мог быть вышит храм, где крестили ребенка, молитвы его святому покровителю и ангелу-хранителю…

IMG_8125.JPG

По мере взросления ребенка менялись и функции рушников, что сопровождали его в быту.

Не случайно нашими предками рушник рассматривался как символ пути, соединяющего прошлое, настоящее и будущее.

Бытовые сценки на этом «пути» стали появляться не раньше начала ХХ века, а до того присутствовал обычно геометрический либо растительный орнамент. Но и такие простые, казалось бы, украшения глубоко символичны.

Жизненный путь на рушнике «прописан» был от родословной до пожеланий на всю долгую жизнь и речений потомкам.

Все геометрические орнаменты конца XIX века, каждая линия и черточка имели свое значение.

IMG_8203.JPG

Круг с перекрестьем – мир, белый свет; разделенный на сектора – Солнце. Ромб – земля. Поделенный на несколько ромбиков – вспаханное поле, если в центре каждого поставить точку – будет засеянное. Треугольник – вода. Сложная фигура из треугольника в основании, пары ромбов и ломанных линий – «рук» изображает берегиню рода…

Все это тоже письменность – древнейшая из известных, именуемая идиограммами.

К концу позапрошлого века кириллица окончательно вытесняет образные строки «геометрического» письма, а функцию символов и образов принимают на себя цветочные орнаменты.

IMG_8232.JPG

Калина на рушнике – символ бессмертия рода и долголетия семьи. Мак – пожелание наследника. Дубовые листья – здоровье. Колокольчик символизирует память. Лилия – девичье очарование. Розовые бутоны – зарождение семьи и новой жизни…

А пожелания добра и счастья, богатства и семейного благополучия все чаще вышиваются буквами. Во всех смыслах слова – прямым текстом.

IMG_8150.JPG 

От красного до фиолетового

С появлением на рушниках сценок из жизни в Тульской губернии бытуют преимущественно два вида тематических зарисовок: развлечения и крестьянский труд.

Вот лихо отплясывает добрый молодец, еще один подыгрывает на балалайке, поодаль кружится в танце девица, летят по ветру косы. А надпись поощряет: «Пляши Ванюша и Варюша на моей на пирушке».

IMG_8083.JPG

Рядом рушник с надписью: «Орехи поспели», и тут же хозяйка – кормит петухов, видимо, теми самыми поспевшими орехами…

Самый старый рушник в экспозиции датирован 1890 годом. Наиболее поздние образцы созданы в 1960-ых. Разница видна даже издали.

На ранних вышивках присутствуют только черный и красный цвета на белом фоне. На свадебных преимущественно красный, на крестильных – только красный цвет.

Лишь на излете широкого бытования рушников полотнища расцветают всеми красками. Во второй половине прошлого века не только телевидение, сама жизнь становится цветной. И, повторяя традиционные приемы XIX века, мастерицы при этом добавляют к двум базовым цветам зеленый, синий, желтый, появляются тона и оттенки: розовый, фиолетовый, оранжевый…

IMG_8087.JPG

Развивается и трансформируется традиция украшения рушников кружевом. Все чаще полотнища скрепляются кружевными вставками в один длинный рушник.

Популярностью пользуются накрючники – длинные вышитые полотнища, которые за счет кружевных элементов можно было подвешивать на вбитые под потолком крючки или гвоздики. Как теперь мы украшаем дом гирляндами к Новому году, так сто лет назад нарядная изба не обходилась без рушника-накрючника.

Подобными обрамляли и иконы в «красном углу». Во многих деревнях этот обычай сохраняется и по сей день.

IMG_8147.JPG 

Рушником дорога

В свадебной традиции рушники тоже до сих пор остались. А до начала ХХ века свадебный обряд могло сопровождать до сорока (!) видов рушников. И все их невеста должна была лично сшить и вышить, готовя свое приданое. И все они были высочайшего качества, ведь мастерица, во-первых, должна была продемонстрировать свое умение, а во-вторых, одарить некоторыми из рушников своих родных и гостей.

У каждого свадебного рушника было свое назначение, определявшее его внешний вид. Например, тот, на который должны были встать молодые при венчании, непременно был из чисто белой ткани с белой вышивкой – для связи с Богом, и без мережки – чтобы у молодых жизнь не была «дырявой».

В земледельческих обрядах у рушника тоже было свое место: с него, расшитого «наделами», посевали и загадывали на урожай.

И при закладке избы нужны были особые рушники. Один - с вышитыми кругами и крестами, символами мира и плодородия, закладывали под фундамент, на других при помощи рычага поднималось последнее стропило. А когда крыша была завершена, самый молодой из мастеров поднимался на конек, чтобы закрепить венок из веток и цветов, перевитый теми самыми вышитыми полотнищами.

IMG_8158.JPG

В новый дом входили тоже с рушником – на нем несли хлеб, чтобы жизнь шла в достатке.

И, когда человек отправлялся в дальнее путешествие, мать ли, жена, сестра – вышивала путнику подорожный рушник, хранящий от бед и берегущий для скорого возвращения домой. Упоминания о таких можно встретить в русских народных сказках. И, если коннотация выражения: «скатертью дорога», со временем изменилось, пожелание дороги «рушником» - гладкой, легкой, яркой, обереженной молитвами близких - было и остается добрым.

IMG_8222.JPG


Полотенце – вовсе не синоним рушника, они бытовали с рушниками одновременно и имели другие названия: рукотер, утиральник…

IMG_8143.JPG 

К «языку рушника» нужно привыкнуть.

Вот барин в санях. Летит лихая тройка, с пути ее разбегается живность: собаки, куры… Заяц, лисица, муха… Павлин, геральдический лев и единорог. А в довершение картины – надпись: «НУ:ДЯРЖЫСЯ·БАРАНАТОУП АДÖШ·И·ПА· ТСАНП».

Перевести с сумеете?

IMG_8065.JPG 

«Читайте рушники!»

Где: Музей купеческого быта в Епифани

Когда: до 29 апреля 2024 года

_______________________  

Возрастная категория 6+

Реклама

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий