Культура

16:12, 01 августа 2019

С чего начинается выставка?..

Проходя по музейным залам, видя расположенные в них экспозиции, посетители даже не представляют, как долго они готовятся и сколько людей участвует в составлении.

Марина ПАНФИЛОВА
Сергей КИРЕЕВ

За семью замками
Коллекция Тульского музея изобразительных искусств насчитывает около 23 тысяч предметов, и большая их часть хранится в запаснике, куда и провела нас заведующая фондами ТМИИ Галина Ересько. С 1996-го по 2013 год она работала в должности главного хранителя и, кажется, знает каждый экспонат «в лицо» – даже с тыльной стороны.
Музейная тишина в запасниках кажется еще более сконцентрированной. В специальных гнездах покоятся (иначе не скажешь) картины, в стеллажах –дрейверах – гравюры. На полу – гасящие звук шагов красные ковровые дорожки с зеленой каймой советских времен, прекрасно сохранившиеся, поскольку немногие имеют доступ в это помещение.
Каждый месяц сотрудники музея выполняют государственное задание – суммируют показатели по основному и научно-вспомогательному фондам, выставочной деятельности, реставрации и оцифровке музейных предметов – в том числе вновь поступивших и тех, что участвуют в выставках, присутствуют в постоянной экспозиции и в филиалах. Еще в обязанности музейщиков входит выгрузка в Государственный каталог РФ всех единиц хранения, и к 2025 году необходимо зафиксировать там полностью всю коллекцию ТМИИ.
– Все у нас делается планомерно, в том числе подготовка к выставкам, только при таком системном и организованном подходе можно представить посетителям качественный продукт, – рассказала Галина Дмитриевна. – Первым делом составляется годичный график, включающий важные юбилейные даты. Если выставка будет в родных стенах, ее концепцию составляют наши научные сотрудники. В музее изобразительных искусств богатейшая коллекция, и конечно, к нам поступают запросы из ведущих музеев страны, а то и мира – на предмет участия наших единиц хранения в их экспозициях. К примеру, недавно пришло письмо из Российской академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки с просьбой предоставить на выставку работы художника Николая Федосова, 80-летие которого отмечается в этом году. То есть наши столичные коллеги увидели в госкаталоге, что в Туле есть две работы этого мастера.

Спасти и сохранить
Прежде чем вещь отправится на выставку, ее ревизуют, и если музейные единицы хранения оказываются в неблагополучном виде, об этом докладывают на заседании фондозакупочной комиссии. Дефект может быть небольшим – когда требуется заменить раму или крепление картины, тогда все решается быстро. Если же, не дай бог, повреждено само полотно, подключаются реставраторы.
Один из них Владимир Снытин – выпускник Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, на его счету больше сотни обновленных картин и икон. Кстати, знаменитое полотно XV века «Христос и двенадцать апостолов» – подлинное украшение зала европейской живописи – отреставрировал Снытин. А сейчас мастер работает над иконой Казанской Божией Матери, которая затем предстанет во всей своей строгой и утонченной красе.
– Реставрация – сложнейший, кропотливый процесс, мы словно лечим картины, – признался Владимир Витальевич. – Достаточно посмотреть на инструменты, которыми пользуемся: микроскоп, мензурки, скальпели, есть даже зубопротезные клещи – ими удобно гвозди вытаскивать…
– Сейчас отправляем в Рязань небольшой пейзаж Кирсанова – над его восстановлением также трудился Снытин, – отметила Ересько. – И теперь нам предстоит оформить кучу бумаг по обязательному страхованию. Причем страхует экспонат принимающая сторона, она же оформляет доставку, упаковку, сопровождение – несет полную ответственность, и все это делается с разрешения министерства культуры Тульского региона.
Если же туляки участвуют как экспоненты в зарубежных выставках, все расходы берет на себя ведущий российский музей-организатор. ТМИИ в этом случае получает некоторые дивиденды – помимо каталогов с упоминанием нашей коллекции, хотя такие коммерческие проекты – редкость. В основном Тульский музей изобразительных искусств сотрудничает с коллегами из России – безвозмездно.
Непыльная работа
Таким представляется со стороны труд музейщиков. Действительно, микроклимат в залах поддерживается строго по регламенту – ни пыли, ни лишней влаги. Но чего стоит переместить по лестнице бронзовую или мраморную скульптуру весом в два центнера или достать с верхнего стеллажа габаритную картину, поднявшись по специальной стремянке на пятиметровую высоту?..
– Недавно был сделан ремонт благодаря руководству региона, спонсорам: предметы теперь размещаются более компактно, рационально, – рассказала Галина Дмитриевна. – Но скоро по распоряжению федерального Министерства культуры после расформирования Союза художников РФ в фонды Тульского музея изобразительных искусств поступят 576 произведений искусства – живопись, графика, скульптура. Мы, конечно, счастливы, но и пребываем в растерянности: как их «вклинить» в это пространство? Ведь как только предмет попадает в музей, он становится особо ценной государственной собственностью, за которую все мы несем ответственность…
Сотрудникам ТМИИ хочется, чтобы о сокровищах музея узнали как можно больше людей. И то, что посещение учреждения для туляков по средам и субботам стало бесплатным, уже дало свой результат. Одобрили горожане и гости областной столицы и идею с размещением репродукций самых известных наших картин на Казанской набережной.
Сейчас в музее ждут, когда будет построено новое фондохранилище. Напомним, что реализация этого проекта стала возможной благодаря губернатору Алексею Дюмину, его инициативу поддержал президент Владимир Путин. Это такой подарок и работникам, и посетителям: ведь в ТМИИ появятся даже небольшой выставочный зал, реставрационная мастерская и депозитарий с возможностью показа экспонатов, находящихся на хранении.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий