Культура

19:17, 26 июля 2016

С приправой «локавор»

 Анастасия КАЛИНИНА
 Марина ХРОМОВА

В усадьбе Андрея Болотова Дворяниново обычно очень тихо. Лишь вдали можно различить речь экскурсовода, показывающего блогерам из Тулы и Калуги огородные грядки. А чуть свернешь с аллеи – и тишина становится еще более глубокой…

Впрочем, в последнее время в Дворянинове становится все оживленнее. В дозволенной законом близости от усадьбы развернули деятельность москвичи. Даже культуры на образцово-показательном болотовском огородике посажены отчасти столичными волонтерами. Говорят, при первом российском агрономе здесь, помимо производственных делянок, существовала удобная демонстрационная площадка. Дорожки между грядками были отсыпаны песком или щебенкой, чтобы дамы в кринолинах и господа в лаковых штиблетах могли насладиться зрелищем «духовитых и съедомых трав и корений, стручковатых и капустных произрастаний» и прочих диковинок.
Воровство как двигатель прогресса
Наталья Смирнова, руководитель экскурсионных программ музея-усадьбы Болотова, расска­зывает заезжим «интернет-писа­телям», что в 2007 году проект восста­новления огорода  получил пота­нин­ский грант.
– Форма и расположение грядок примерно такие, как были при жизни Андрея Тимофеевича. Он выращивал спаржу, артишоки, тмин и многое другое. Помидоры мы сажаем на клумбах, потому что Андрей Тимофеевич растил их как цветы.
Всего в имении произрастало более семидесяти различных овощных культур. Насколько это много, можно понять при помощи нехитрого теста: попробуйте вспомнить названия всех овощей, которые знаете. Даже продвинутые огородники редко назовут более тридцати наименований. Что касается далеких от грядок и компоста блогеров, то они дивились и огуречной траве бораго, и бобам, и капусте-кейл, и фенхелю
.C81A2038.jpg
Фотоблогер из Калуги на болотовских грядках пытается отличить фенхель от укропа

Говорят, Андрей Тимофеевич Болотов пропагандировал употребление местных продуктов. Правда это или выдумка маркетологов заокских ресторанов, сказать трудно. Однако то, что «дворянин из Дворянинова» возделывал в средней полосе овощи и фрукты, росшие чуть ли не за тысячу километров от России, – факт.
Многим известна история, как Болотов опытным путем установил, что декоративные «любовные яблочки» – помидоры – не только съедобны, но еще и вкусны. Четырехлетний сынишка агронома съел красную ягоду – и даже не заболел. Пытливый Андрей Тимофеевич лично употребил несколько долек помидора, внимательно прислушиваясь к ощущениям, и постановил: продукт пригоден.
А способ продвижения картошки на русские столы сделал бы честь самым матерым современным промоутерам. Крестьяне корнеплода боялись. Но сам Болотов, попробовавший вареный картофель во время службы в Пруссии, понимал, что у неприхотливого овоща большое гастрономическое будущее. Андрей Тимофеевич свалил урожай со всего имения в груды и поставил охрану. Однако по ночам он часового убирал. И тогда крестьяне стали картошку воровать, а потом и есть. То есть сделали то, чего и добивался изощренный Болотов.
Поедатели местного
Все эти байки и легенды, а также вполне научные сельскохозяйственные находки замечательного естествоиспытателя стали благодатной почвой для развития в Заокском районе экологического туризма. За считанные годы в этих живописных краях развернулось несколько ультрасовременных площадок.
… Деревня, которую демонстрируют экскурсоводы блогерам, вероятно, приснилась какому-то столичному топ-менеджеру. Пижонские домики, отделанные натуральным деревом. Внутри сауна и оранжевые гамаки на террасе для пущей неги. Дорожки, отсыпанные подкрашеной деревяной щепой. Все замысловато, изысканно, витиевато, или, как говорят новые местные – «крафтово». Блюда, подаваемые в ресторане, заставляют туляков и калужан быстрее, чем обычно, щелкать камерами смартфонов: салат с огуречным снегом (чтобы лучше почувствовать вкус прозаичного овоща, его заморозили и измельчили на терке), мороженое из щавеля… Все с приправой «локавор». И это не соус, это идея такая.
C81A1950.jpg
Изощренные блюда эко-ресторана заставили блогеров фотографировать еду еще чаще, чем обычно
– Локаворство означает употребление в пищу только местных продуктов, Термин является калькой  с  «locavore», которое, в свою очередь, происходит от английского слова «local» – местный, и латинского «vorare» – есть, употреблять в пищу. Мы ограничиваем меню ресторана продуктами, которые были выращены в радиусе 150—160 км. Некоторые локаворы настаивают на том, чтобы даже дрова в гриле были местными, – поясняет экскурсовод.
Кроме посещения ресторана и домиков для отдыха от московской суеты, любой желающий может погладить корову или посмотреть, как доят козу на специальной, готовой к приему гостей ферме.
В народ, к народу…
Некоторые горожане вообще поселились здесь. Если не навсегда, то надолго. Варят сыры, пиво, производят молоко, продают овощи – «креативные излишки», как называет кабачки и огурцы один из местных идеологов. Собственный опыт нью-фермеры описывают в местном глянцевом журнале. Здесь можно найти и рецепт смузи из капусты, и анекдоты про картошку. Но чаще – жизнеутверждающие истории о том, как типичный москвич уехал за МКАД и с ним, как и с сыном Болотова, съевшим помидор, ничего не случилось.
И как бы иронично ни относились к столичным переселенцам местные жители, постепенно диалог налаживается.
– Мы хотим доказать местным, что дачники – это не те люди, которые приезжают на лето, а осенью оставляют после себя лишь мусор и брошенных кошек. Мы хотим быть здесь долго, возрождать традиционные ценности. Ведь с каждым днем людей, которые мечтают жить в экологически чистом месте, есть здоровую пищу, быть в гармонии с собой, все больше.
И хотя сам Андрей Болотов на еду был «не очень спросливый», предпочитая всему капусту и лук, вряд ли бы он осудил огородников новой волны. В конце концов, он и сам продвигал, по мнению его современников, слишком новаторские и непривычные идеи, которые со временем стали вполне обыденными… Как картошка
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий