Культура

13:06, 01 ноября 2019

Сам себе камертон

Юбилей народного артиста РФ Бориса Заволокина в Тульском драмтеатре отпраздновали премьерой спектакля «Самая большая маленькая драма».

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Пьеса современная, написана Родионом Овчинниковым по мотивам рассказа А. П. Чехова «Лебединая песня» («Калхас»), и ее фактически можно назвать одой театру.
На сцене – то ли средневековое подземелье, то ли театральный подвал, подпираемый каменными колоннами, где хранится разномастный реквизит: готические стулья, огромный окованный сундук, старинные подсвечники с оплывшими свечами.
И в этом мрачном царстве в полночь встречаются суфлер Никита (Борис Заволокин) и актер Светловидов (Виктор Ананьин). Последний после спектакля привычно напился, заснул и был закрыт в опустевшем здании, а ему завтра предстоит играть летописца Пимена в «Борисе Годунове», и уставший от его запоев режиссер предложил эту роль старому суфлеру.
Их странная встреча в полночь перерастет в разговор по душам: тут и обиды на жизнь, и исповедь одиноких людей, и переоценка происходящего. Недаром после встречи с мудрым суфлером, всю жизнь глядящим на сцену из своей будки и мечтающим самому сыграть, у актера вновь появляются силы жить, желание работать, творить.
– Это произведение – про нас, актеров, ведь наше искусство даже не вторично – оно третично, – поделился бенефициант. – Первое по значимости лицо – драматург, потом – режиссер, а уж мы – исполнители их воли, какую роль дадут, в той и предстанем…
Эту пьесу я сам попросил у автора и предложил Виктору вместе сыграть, а режиссер Дмитрий Краснов поставил спектакль. Родион Юрьевич на нашу премьеру не приехал, наверное, в этом я виноват, хоть и косвенным образом: побоялся присутствия автора в зале...
– Хорошо написано: с юмором, с болью, с какой-то глубиной – именно театральной, – добавил Виктор Ананьин. – Овчинников эту тему знает изнутри, вот и сумел так откровенно все изложить: о жизни, о творчестве и его смысле, чтобы понять который, нужно пройти через горнило отчаяния, неудовлетворенности, даже ненависти по отношению к себе, к профессии – и заново полюбить ее…
Зрители по достоинству оценили работу замечательного актерского дуэта, сумевшего сделать спектакль не просто умным, философским, но и динамичным.
Оба играют ярко, полностью выкладываясь, их персонажи невероятно обаятельны, трогательны, игра – откровение. И по ходу действия возникают моменты, когда публике вдруг становится понятен глубинный смысл театрального служения – с полной самоотдачей, «на разрыв аорты».
Рассказ Чехова, положенный в основу пьесы, – небольшой, он фактически умещается в монолог суфлера Никиты. И Овчинников дополнил свою инсценировку философией, темами из «Гамлета», «Сирано де Бержерака», «Бориса Годунова» и даже басни Крылова «Ворона и лисица».
– Это – хорошая история, глубокая, добрая, – отметил режиссер Дмитрий Краснов. – Я с радостью взялся за постановку, поскольку предстояла работа с такими удивительными артистами, личностями: уже просто находиться в их компании приятно. И мы старались показать, что главные в этой истории – его величество Театр и артист в нем. Ведь это труднейшая, зачастую мало понимаемая профессия, в ней нет никаких инструментов, кроме души и тела человека на сцене. Он – сам себе камертон, критик, и быть актером не так просто, как кажется со стороны…
В спектакле звучат слова о том, что результат творчества артиста – это «пф-ф-ф»: ведь деяния скульп­торов, архитекторов, художников, музыкантов запечатлены, у них есть шанс сохраниться. А артист на сцене работает здесь и сейчас, и это не фиксируется, после него остается, как говорит персонаж Ананьина, «ничто». Но эти слова – крик отчаяния в момент депрессии, а потом, на глазах у притихших зрителей, начинается возрождение... и благоговение перед этим вечным чудом – театром.


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему