Культура

11:40, 08 ноября 2019

Сергей Безруков: Публика соскучилась по классике

«Вишневый сад», «Энергичные люди» и «Вождь краснокожих» – три спектакля, которые показал в Туле Московский губернский театр драмы, гастроли которого состоялись при поддержке губернатора Алексея Дюмина.

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА, Сергей КИРЕЕВ

Как сказала министр культуры Татьяна Рыбкина, показ прошел в рамках Года театра, который в области празднуется широко. Программа – гастрольная и постановочная – весьма насыщенная благодаря инициативе и заинтересованности главы региона. Министр культуры перечислила мероприятия, прошедшие в течение года, и назвала гастроли Московского губернского театра драмы кульминацией проекта.
Художественный руководитель МГТД народный артист РФ ­Сергей Безруков охарактеризовал все три постановки, отметив, что сцена Тульского академического театра драмы несколько меньше, но она уютна, что очень ценно.
– Я много выступаю в Туле, совсем недавно играл моноспектакль «Хулиган. Исповедь» по стихам Есенина, – поделился ­Сергей Витальевич. – Эскиз «Вишневого сада» я сделал в Любимовке – в доме брата Станиславского, где гостил Чехов, когда работал над произведением, и там мы играли в живых декорациях. Именно там Антон Павлович все придумал: увидел Шарлотту Ивановну, там протекает Клязьма, где он рыбачил по семь раз в день... Эта пьеса популярна во всем мире, и там такая глубина, что ее можно ставить постоянно – и каждый раз по-новому. Текст тот же, но акценты, которые я расставляю в этом спектакле, покажутся новыми: это история любви Лопахина к Раневской – любви, которую ему придется выкорчевывать, как вишневый сад, чтобы жить дальше…
Постановка «Энергичные люди» была сделана к 90-летию Василия Шукшина, и действие худрук сознательно не стал переносить в наши дни – напротив, постарался подчеркнуть атмосферу прошлого. Что же касается «Вождя краснокожих», то этот спектакль идет в Губернском театре уже 24 года, он заводной, веселый и нравится публике разных поколений…
На спектакле «Энергичные люди» побывал губернатор Алексей Дюмин. Он встретился с ­Сергеем Безруковым в необычной обстановке: среди инсталляций в фойе, изображающих быт советских времен. Алексей Дюмин с интересом осмотрел импровизированную гостиную, где сервант с хрусталем, а по черно-белому телевизору транслируется хоккейный матч СССР – Канада. Затем – деревенский дом, какие описывает в своих рассказах Василий Шукшин. А на импровизированной кухне 70-х годов Алексей Дюмин и ­Сергей Безруков посидели за накрытым столом.
Затем, уже в зрительном зале, актер и режиссер поблагодарил главу региона и отметил:
– Я сегодня открыл для себя Тулу, господа! Я был в вашем городе много раз, но сегодня словно познакомился с ним впервые: какая здесь необыкновенная набережная, улица Металлистов! Я очень хочу приехать на 500-летие Тульского кремля, чтобы отметить эту дату вместе с вами и со своей семьей.
– Тула – это оружейная столица, и так было всегда, – напомнил Алексей Дюмин. – Но у нас есть и насыщенная культурная жизнь. Это касается и театральных событий, и музейных. Мало кто знает, что из фондов хранилища Тульского музея изобразительных искусств, столетие которого отмечается в этом году, двадцать-тридцать процентов экспонатов регулярно берут в свои экспозиции ведущие музеи России, такие как Эрмитаж и Третьяковская галерея, они выставляются и в странах Европы, и по всему миру. Поэтому в следующем году мы будем строить новое фондохранилище.
Спасибо ­Сергею Безрукову за этот показ – уверен, что его коллектив и он сам посетили Тулу не в последний раз. У нас немало совместных проектов, а этот человек отдает много сил, курируя детские проекты, – значит, будем сотрудничать!
На сотрудничество нацелен и Безруков, он рассказал, что хочет принять участие в международном театральном фестивале «Толстой» в Ясной Поляне:
– Я понимаю, что приехать без произведения Толстого в репертуаре неловко. У меня есть мысль о новой постановке – пока не буду говорить, о какой именно, я уже обещал Володе Толстому, что она будет большой и масштабной. За мной не заржавеет – раз обещал, значит сделаю. Это произведение не так часто ставят, и полагаю, это будет довольно-таки интересно. Так что я обязательно приеду к вам в Тулу – но уже со своим «самоваром».
– ­Сергей Витальевич, спасибо вам за ваши реалистические постановки – пожалуй, это сегодня одна из возможностей сохранить русский классический театр. А как вы относитесь к экспериментам на сцене, которых сейчас – великое множество?
– Я не ретроград, не консерватор, рад экспериментам – только бы они не отпугнули зрителей. Но мы знаем, что взрослые не поведут своих детей на так называемую современную постановку. Те авангардные спектакли в регионах, которые потом отправляют на самую главную премию в России, смотрят только члены жюри, вручающие эту премию. А зрители на них идти не хотят – и не пойдут! То есть получается, что это некая радость для определенной элитарной прослойки: критиков и любящих самих себя – взасос! – режиссеров.
У нас страна целомудренная, люди воспитаны на классике, а это крепкая основа. Поэтому, что касается современного театра, самое главное – не навредите, господа художники, считающие, что, проповедуя чужие ценности на сцене, понимают современное искусство, а мы занимаемся ерундой, «отстоем» в стиле old school.
Я – за современные технологии в театре, я люблю сложные спектакли, мою фантасмагорию «Сон разума» по Гоголю не все понимают: для этого надо много читать автора и разгадывать те метафоры, что зашифрованы буквально в каждом сантиметре. Я не упрощаю, беру эмоции – и воплощаю их, и зритель благодарен за то, что с ним разговаривают на сложном языке. И потому классические постановки сегодня выигрывают – по ним соскучилась публика…

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему