Культура

11:15, 25 октября 2019

Скоро будет один сплошной интернет?

Именно так в современном мире звучит известная фраза из кинофильма «Москва слезам не верит». В оригинале, как все помнят, речь шла о телевидении. И, как можно констатировать спустя сорок лет после выхода картины на экран, предположения одного из ее героев не сбылись – ТВ не смогло победить ни кино, ни театр. А вот удастся ли Глобальной сети справиться со средствами массовой информации, выясняли на VI Тульском медиафоруме, который состоялся в начале недели в Дворянском собрании.

Полина КРЫМОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

СМИ особого назначения
Тон дискуссии задал глава региона Алексей Дюмин, отметив, что действительно сегодня большинство людей начинают день с просмотра интернет-ресурсов.
– И я тоже не исключение, – подчеркнул губернатор.
Но такое плотное присутствие интернета в жизни каждого отнюдь не означает, что газетам или телевидению пора отправляться на покой. А вот о том, что нужно меняться и искать новые форматы для привлечения читателей и зрителей, задумываться стоит.
– Важно учиться общаться с ауди­торией на ее языке и на тех площадках, на которых ей комфортно, – подчеркнул глава региона. – Информация сегодня нужна здесь и сейчас, мгновенно. Но в погоне за скоростью нельзя забывать о собственной репутации. Важно, чтобы представители СМИ помнили, что они не просто информируют, а формируют картину дня.
Ну а лучшим ответом на вопрос, сохраняют ли средства массовой информации влияние в век интернета, стала небольшая выдержка из журнала «Зарубежное военное обозрение», которую зачитал собравшимся Алексей Геннадьевич. Речь в ней шла о принципах ведения военных действий. И в списке средств противоборства там оказались… средства массовой информации.
– Ну а несколько лет назад в Министерстве обороны появился новый вид Вооруженных сил – войска информационных операций. Я хочу, чтобы вы помнили, что иногда очень серьезные конфликты начинаются именно с медиаресурсов. А поэтому, создавая контент, задумывайтесь над тем, чтобы он был конструктивным, – по­дытожил губернатор.
Орел или решка?

О том, что шансы выстоять у СМИ велики, говорили и генеральный директор АО «Коммерсант» Владимир Желонкин, и заместитель генерального директора компании Mediascope Михаил Райбман. Чтобы продолжать жить и развиваться в цифровую эпоху, как считают эксперты, нужно не бороться с интернетом, а пытаться приручить его.
– Мы создали видеоагентство, которое работает на международном уровне, – рассказала директор по контенту агентства Ruptly (RT) Екатерина Мавренкова. – Мы создаем качественный видеоконтент, доступ к которому имеют пользователи Глобальной сети.
Мавренкова добавила, что каждый раз на планерке ставит корреспондентам одну, но непростую задачу – сделать нечто такое, что взорвет интернет.
– Мы гордимся тем, что порой оказываемся там, куда не попадают даже представители очень влиятельных зарубежных СМИ, – улыбнулась она. – Конечно, нам бы это не удалось, если бы мы сотрудничали только со своими штатными корреспондентами. Но большу´ю, если не сказать бо´льшую, часть контента мы формируем с помощью наших читателей, которые оказываются в гуще событий. Они присылают видео, а мы его затем размещаем. Ну а те, кто прислал, получают вознаграждение.
Для своих проектов Ruptly создают отдельные сайты, размещают свои ролики в социальных сетях.
– Признаюсь, что, несмотря на специфику работы новостника, я очень редко просматриваю какие бы то ни было сайты, – улыбнулась Екатерина Мавренкова. – А вот телеграм и инстаграм – главные источники информации.
Что касается последнего, то у аккаунта Ruptly сейчас более 62 тысяч подписчиков. Много. Но не идет ни в какое сравнение со страничкой одного из самых популярных блогеров Регины Тодоренко. За новостями из ее жизни следят 7 миллионов человек.
– Наверное, я еще в детстве знала, кем буду, – призналась посетившая медиафорум Тодоренко. – Мне нравилось выступать перед публикой, нравилось петь. Поэтому рано или поздно я должна была оказаться на телевидении. Мне было чуть больше двадцати лет, когда я пришла на кастинг «Орла и решки», и понеслось…
Благодаря проекту Регина попала в Книгу рекордов Гиннесса как первая женщина-теле­пу­те­шест­вен­ница, совершившая беспрерывную кругосветку.
– Если хотите съездить отдох­нуть и не знаете куда – обращайтесь, подскажу, – предложила она собравшимся.
Первым обратился Андрей Малахов, также оказавшийся на главном медиасобытии региона.
– Андрей, вам в теплые края? – начала распрос путешественница со стажем.
– В теплые.
– Для активного отдыха или полежать на пляже?
– На пляже.
– Бюджетно или ни в чем себя не ограничивая?
– Бюджетно.
– Что ж, тогда могу предложить Мозамбик. Или Замбию. Незабываемая поездка гарантирована.
Пока ведущий шоу «Привет, Андрей» раздумывал, куда отправиться, Регина дала несколько советов начинающим покорителям блогосферы.
– Самое важное – быть интересным для зрителей и читателей. Вы, конечно, можете размещать красивые постановочные фото с подписью «Это я пошла туда-то», но вряд ли это кому-то будет интересно. Я вот, например, недавно, стоя в пробке, решила, чтобы не терять времени, позаниматься йогой. Тут же выложила видео процесса в инстаграм. И через пару дней мне поступило предложение от одного из крупнейших производителей спортивной одежды принять участие в рекламной кампании по продвижению новой линейки для занятий йогой, – призналась Регина и тут же, не покидая сцены, изобразила, какие именно упражнения выполняла в эфире. – А еще, чтобы быть интересными, вы должны постоянно развиваться, работать над собой. Читать книги, ходить на концерты, изучать иностранные языки. Если вдруг чувствуете, что устали, выдохлись, меняйте что-то, не стойте на месте. Интересными вы будете только в том случае, если сами чем-то интересуетесь.

Привет, Андрей!

О необходимости личностного роста говорил и ставший одним из главных героев инстаграм-аккаунтов участников форума Малахов.
– У каждого должна быть цель, мечта, – обратился он к собравшимся. – Только в этом случае ваша ракета сможет прилететь куда-нибудь. Не обязательно долетит точно до места назначения, но куда-то точно попадет.
Как признался телеведущий, его ракета опоздала ровно на одну минуту. Дело было так. Еще мальчишкой в родном городе Апатиты вечерами, намазывая на булку масло и посыпая его сахаром, Андрей смотрел программу «Время» и мечтал, что когда-нибудь окажется по ту сторону экрана. Прошли годы. Малахов окончил школу, поступил на журфак МГУ.
– На практику я попал именно в программу «Время» и тут же жутко разочаровался, – признался он. – Потом начал работать в утренней передаче, еще позже пришла пора моих вечерних ток-шоу. И ирония в том, что они заканчивались ровно за минуту до начала программы «Время». Вот так сбылось то, чего хотелось в детстве.
Сбылись и мечты Андрея Малахова об интервью со звездами. Правда, тоже не без разочарований.
– На стене в своей комнате в студенческом общежитии я развесил, наверное, полсотни фотографий людей, у которых мне хотелось бы взять интервью, – рассказал он. – И за годы учебы жизнь меня свела почти со всеми из них. И многие разговоры были разочарованием. В конце концов остался один Том Круз. И вдруг, спустя годы после окончания МГУ, мне звонит друг из Германии и говорит, что только что в прямом эфире немецкого телевидения Том Круз заявил, что срочно вылетает в Москву. И если я через несколько часов буду в аэропорту, смогу с ним переговорить. В тот момент я задумался – а стоит ли исполнять и эту мечту. Вдруг снова разочарование?.. И не поехал.
Впрочем, с Томом Крузом Малахов все же пересекся. Правда, интервью у актера брал совершенно другой человек.
– Том приехал на шоу Ивана Урганта. А я решил просто постоять в студии, посмотреть – интересно же, – признался Андрей. – Вообще очень важно, чтобы журналисту всегда было интересно, чтобы горели глаза. Чтобы было желание отправиться куда угодно и сделать что-то хорошее.

Русские репортеры

Чего никогда не сможет сделать ни один бот в Глобальной сети, так это рассказывать истории о людях. Красивые, страшные, печальные, счастливые – очень разные, но неизменно искренние и трогающие за душу. А вот журналисты «Русского репортера» это делать умеют. Знаниями Виталий Лейбин, Марина Ахмедова и Игорь Найденов делились на медиафоруме.
– Хороший репортаж читатель должен «посмотреть» как кино, – уверена Марина. – Поэтому при подготовке текстов нужно думать о смене кадров, о том, как вы изображаете героев. Даже интонацию говорящих нужно пытаться передать на бумаге – мелочей не бывает. Репортаж должен быть текстом, который с самого начала берет читателя в плен и не отпускает до самого конца.
Саму Марину создаваемые ею истории тоже не всегда отпускают – все, что пишет, она пропускает через себя. Настолько, что порой во время создания текстов на глаза наворачиваются слезы.
– Но читатели не должны увидеть мои эмоции в тексте, – подчеркнула Ахмедова. – Никто не должен понять, кому из героев я симпатизирую, а кому – нет. Чем холоднее, тем лучше. Нужно дать людям возможность самим сделать выводы.
– Вообще не бывает плохих или хороших героев. Все разные, – вступил в разговор Игорь Найденов. – И хорошая репортажная история получится только тогда, когда читатель не может однозначно сказать, хорош или плох герой.
Игорь Найденов работает в «Русском репортере» со дня основания. За это время он взял сотни интервью, подготовил не меньше репортажей, побывал в горячих точках.
– Сейчас такое странное время. Раньше, когда я приезжал из командировки, меня останавливали знакомые со словами: «Ну расскажи, как все было», – рассказывал он на медиафоруме. – А сейчас они меня тоже останавливают, но говорят уже: «Старик, ты ничего не понял. Сейчас я тебе расскажу, как все там на самом деле».
Интернет способен снабдить информацией, сформировать точку зрения, заставить как-то по-другому смотреть на вещи. Но только живой человек, репортер может раскрыть читателям сердце своего героя, помочь глубже погрузиться в происходящее, увидеть то, что скрыто.
Марина Ахмедова рассказала, как однажды работала в горячей точке, в хосписе. Несколько дней ездила туда и все не могла понять, на основе чего строить репортаж. Случайно познакомилась с женщиной, страдающей рассеянным склерозом. Та в хосписе встретила мужчину, который лишился ног. И полюбила. Вроде бы история с неминуемым относительным хеппи-эндом. Но Марину одолевали мысли, а так ли все хорошо на самом деле. А любит ли ее знакомую этот мужчина. В свой очередной приезд она отправилась с этой женщиной на прогулку. За оградой слышны пулеметные очереди, Ахмедова катит инвалидную коляску по воронкам от снарядов. И тут ее знакомая говорит: «Марина, ты не представляешь, как я счастлива. Когда я только попала в хоспис, с каждым днем чувствовала себя все менее живой, смерть приближалась. А как только он оказался рядом, все изменилось. Мир стал другим».
– И тогда появился новый смысл моей работы – сверхидея. Это любовь, которая сильнее всего – смерти, войны, – призналась Ахмедова. – И на основе этого появился и репортаж, родилась история.
Только лишь мастер-классом общение представителей «Русского репортера» с репортерами местными не ограничилось. Главред журнала Виталий Лейбин пообещал в случае необходимости давать полезные советы в социальных сетях. Ну а насколько правильно они воплощаются в жизнь, он сможет оценить совсем скоро: Лейбин вошел в жюри главного конкурса для ре­гио­наль­ных СМИ «Мастера тульской журналистики».

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

«Оазис Ностальгия»

25 октября, 11:15

«Семейные» традиции

23 октября, 11:38

Грани гения

18 октября, 17:47