Культура

09:41, 02 августа 2013

Следующая станция – музей

Вокзал в определенном смысле лицо города, поэтому подобным зданиям во все времена старались придать презентабельный вид. Примеров, когда станции признавались памятниками архитектуры, немало. Но в нашем регионе с подачи железнодорожников зародилась уникальная традиция – преображать обыкновенные провинциальные вокзалы в хранилища истории и культуры края.
Бульвар-экспозиция
Суета на железнодорожной станции – дело обычное. Здесь все постоянно в движении – прибывают и отправляются поезда, торопятся пассажиры, спешат выполнить работу сотрудники…
Однако пульс одной из станций тульского региона столичной магистрали – Венев – бьется сейчас в ином ритме: ее, если можно так сказать, творчески реконструируют. Открытие запланировано на осень, но мы решили увидеть, как преображается станция уже сейчас, а потому отправились в районный центр.
…В здании вокзала непривычно пусто. Характерные запахи стройки уже не чувствуются – ремонт был проведен еще в прошлом году, осталось лишь завершить убранство элементами декора. Но подступиться к нему пока нельзя: с одной стороны, продолжаются путевые работы и реконструкция платформы, с другой – готовится к благоустройству вокзальная площадь: электрики снимают провода и демонтируют опоры линий электропередачи в месте, где в скором времени появятся «экспонаты» – паровозы и автомобиль.
Территория пока выглядит неухоженной – много лет здесь был пустырь. Но очень скоро все изменится. Железнодорожники приняли решение отреставрировать старую водонапорную башню, наполовину разрушенную еще в годы Великой Отечественной войны, – она составит единый ансамбль с вокзалом. А муниципальная администрация взялась сделать освещенный бульвар с лавочками и цветниками, который соединит площадь с городским микрорайоном Южный.
Железный ветеран
Начальнику станции не до интервью – в Венев прибыл состав. Казалось бы, рядовой случай, но это не совсем так: современный электровоз привез из Узловского вагоноремонтного депо своего прародителя – паровоз серии Л, из тех, что выпускались в Советском Союзе в послевоенные годы, и деревянную теплушку.
Надо сказать, «ветеран железных дорог» таковым совсем не выглядит. Мощная паровая машина, поблескивающая свежевыкрашенными черными боками, смотрится даже солидней современных «коллег». Мы можем только гадать, сколько тысяч километров на его счету, какое количество груза или сколько пассажиров успел он перевезти, до того как был списан и отправлен на базу хранения. Сейчас ему осталось проделать лишь несколько метров: по временной ветке, которую уложили путейцы, стотонный «Лебедь» (так прозвали паровоз по фамилии конструктора – Льва Лебедянского) прошествует на постамент, где и останется на долгие годы. Отныне его работа – радовать жителей и гостей города и напоминать им о славном прошлом родной страны.
Самородок из Венева
Станции-музеи тульского региона рассказывают не только об истории железной дороги, но и о замечательных людях нашего края. Богородицкая Жданка посвящена третьему министру путей сообщения графу Бобринскому, Ефремов – поэту Ивану Бунину. Веневская станция станет памятником уроженцу здешних мест Ивану Алексеевичу Лихачеву – одному из организаторов советской автомобильной промышленности, директору Московского автозавода, впоследствии получившего его имя.
Иван Алексеевич «прибыл» на историческую родину одновременно с нашей репортерской группой: макет будущего памятника привез известный скульптор Александр Бурганов.
– Сам памятник пока не окончен, – пояснил Александр Николаевич. – Макет сделан в процессе работы, но уже в полный размер. Еще около месяца буду работать над скульп­турой, потом предстоит литье – выполнена она будет в бронзе.
Создатель памятника решил, что для него лучше всего подойдет пространство между вокзалом и лестницей, похожее на маленькую площадь. Прикидывая, как лучше расположить скульптуру, Александр Николаевич одновременно говорил о Лихачеве:
– Могу сказать, что личность была уникальная, самородок. Инженерного образования не имел, но был прекрасным организатором. Крупного промышленного автопроизводства в Союзе фактически не было. Он ездил учиться за границу, разбирался в технологических процессах, придумал первый в стране конвейер.
А потом началась война, и остро встал вопрос нехватки транспорта.
Паровозов было мало, они не могли полностью обеспечить потребности фронта. И тогда придумали поставить на железнодорожные колеса автомобиль ЗИС-5. Машины таскали вагоны и теплушки, обеспечивали подвоз боеприпасов и провианта.
– На памятнике Лихачев будет в форме: предвоенные и военные годы – это время его расцвета, – показывая на макет, сказал Александр Бурганов. – А в руке ЗИС-5. Тот самый – с железнодорожными колесами…
 Елена КОЛОБАЕВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий