Культура

07:26, 02 сентября 2022

Сокровища под Крымским мостом

Соединять воздушными дорогами два региона – дело грандиозное и довольно дружелюбное. Но вот находить при постройке плиты с проклятиями – обидно.

В Тульском музее изобразительных искусств открылась выставка «Магия Боспора». Экспонаты приехали прямиком из Крыма, успели до этого стать гостями Эрмитажа, Государственного исторического музея и многих других. Около 300 предметов оккультизма и быта, проводников в мир мертвых и помощников в мире живых, расположились на полках нашего храма культуры.

Увидеть загадочную экспозицию поспешила толпа гостей, среди которых многие – молодежь. Это не могло не порадовать министра культуры Татьяну Рыбкину, выступавшую на открытии. Она поблагодарила Восточно-Крымский музей-заповедник за сотрудничество и высказала, насколько важно познавать родные края наглядно. Следующей слово взяла Татьяна Трекова, заведующая историко-археологическим отделом керченского музея.

– Наша выставка – частичка античной цивилизации, представляющей не только достижения человеческого духа, но и его другую, темную сторону – магию. Здесь в основном находки последних лет, которые сделали при строительстве Крымского моста и федеральной трассы «Таврида», – бодро завершила Татьяна речь, но не общение с гостями. Именно ей предстояло провести экскурсию в таинственный мир Пантикапея, столицы Боспорского царства, на месте которого сейчас стоит старинный город Керчь.

Козу убьем или фигурку слепим?

– Почему именно магия? – начала она с вопроса, который интересовал зрителей в первую очередь. – Во все древние времена, если происходили неблагоприятные явления, объяснение давалось одно: это гневаются боги. Люди пытались высшие силы задобрить, приносили им жертвы, проводили множество магических практик. Соответственно, большинство предметов экспозиции – культовые. Перед вами один из примеров того, как жители Боспора старались влиять на богов, – экскурсовод указала на витрину с множеством детально слепленных фигурок. – Здесь огромное количество терракотовых статуэток с изображением небесных правителей, прославленных героев, в том числе Геракла. На ваших глазах он замер в борьбе со львом, совершая первый из своих подвигов. Нашли фигуры в святилище на археологическом комплексе «Полянка». Конечно, встречается среди них и много терракотовых масок, в частности бога Диониса. В Боспоре его любили, приносили разного рода дары.

В процессе экскурсии гости увидели также алтарь для жертвоприношения, а точнее, прилагавшийся к нему сосуд для крови убитого. Посетители отметили, что проще слепить статуэтку и поклоняться ей, чем жертвовать свою еду.

Труп немного обеднел

– Следующие предметы – находки последних лет. Первое – каменный футляр для сосуда под названием гидрия. Гидрия – емкость для воды, но в вазе из этого футляра нашли прах воина и маленькую золотую бусинку.

Чем дальше продвигались слушатели, тем предметы выставки становились вычурнее и сложнее в исполнении.

– Интересный предмет – рыбное блюдо, огромное, красивое, расписное. По традициям в каждом таком есть углубления для приправ и соусов, что со стороны выглядит изящно. Однако история и этого блюда не так проста. Все предметы относят нас к ритуалам, в данном случае к погребальным. Когда человека провожали в последний путь, на процессиях все пили, ели, а после всю посуду били вдребезги. Так что перед вами – чудо реставрации, когда-то бывшее осколками. Золотые руки наших мастеров восстанавливали экспонат три месяца.

Лишь одна трещинка на тарелке выдавала ее тяжелую судьбу. Остальные же осколки сошлись так точно, что восстановили древний узор со всеми ничтожно маленькими дополнениями.

– Следующие две витрины посвящены скифскому комплексу курганов «Три брата». В 60-х годах прошлого века археолог Кирилин исследовал один из склепов и обнаружил богатое захоронение скифской жрицы. Почему именно жрицы? Простую бы не захоронили так роскошно. На том, что от нее осталось, был богатый золотой гарнитур: массивный головной убор, потрясающие браслеты, сережки со сфинксами, так как это магическое создание. Известно, что сфинкс загадывал загадки, а не справившийся мог за это запросто поплатиться жизнью.

Витрина с украшениями особенно запала в душу гостям. Ради фотографии с резным золотом выстроилась целая очередь. В шутку велись разговоры о зависти к уже почившей женщине.

– Увидеть мы можем и специальные предметы похоронных обрядов, – продолжила Татьяна. – Например, сосуд аксиба, в котором смешивали воду с вином. Греки по обычаям никогда не пили его в чистом виде. Здесь же пелька – посудный предмет, расписанный образами самых почитаемых богов. А вот тот маленький кувшинчик обнаружили в захоронении жрицы, но не рядом с ней самой, а возле останков девочки 14 лет, вероятно, помощницы.

Божественная «Санта-Барбара»

После зрители принялись рассматривать двух девушек, неподвижно смотрящих вперед из камня, в котором были запечатлены.

– Деметра и Кора. В честь первой богини возводились святилища. Над витринами мы можем видеть воссозданные росписи из склепа с изображениями Деметры с дочерью. Кору также звали Персефоной. Наверняка многие слышали легенду о том, как мрачный властитель подземного царства бог Аид влюбился в Персефону, похитил ее и заключил в своих темных владениях. Деметра же ходила по всему свету и искала дочь, никто не признавался, где она. Только бог Гелиос сжалился и рассказал страшную правду. Деметра обиделась и ушла с Олимпа. Земля перестала родить, и род человеческий был под угрозой. Боги, конечно, не хотели вымирания людей, ведь так им не будет никто поклоняться. Тогда заключили сделку о возвращении Персефоны. Но хитрый Аид перед уходом заставил девушку съесть зернышко граната, культового фрукта, связывающего миры живых и мертвых. Таким образом, полгода Кора находится со своей матерью, а полгода – с мужем Аидом. Когда она возвращается к Деметре, сердце богини наполняется любовью и земля оживает, плодородит, наступает весна. Когда уходит – зима. Так раньше объясняли смену времен года.

Как проклясть бывшего быстро?

Дальше зал порадовал образцами конской сбруи, раковинами для гадания, стелами прародителей земли. Красовались и манекены с жителями тех времен, как богатыми представителями, так и варварами, в то время неплохо уживавшимися с местной элитой. Все это – результаты исследований огромного некрополя «Александровские скалы», включавшего в себя около 200 захоронений. Удивили публику кувшинчики для слез.

– Это сосуды-бальзамарии. На погребальных процессиях были специальные плакальщицы. Слезы они собирали в эти емкости и тоже ставили в склеп.

Но самый обсуждаемый экспонат был еще впереди.

– Обратите внимание – свинцовые пластинки с проклятиями. Они прямо прибивались к надгробиям, к могилам. Так люди просили высшие силы кого-то проклясть, чтобы ему не было спокойствия даже на том свете. Смотрите, написано: «Заколдовываю Эсхина, Видонта... и еще кого-то». Наверное, устал писать.

У гостей представленное вызвало хохот, но хладнокровная фраза «Бывшему прибью» от одной из зрительниц заставила задуматься, а умерла ли магия в нашем сознании? В нашем мире?

Екатерина БАКШАЕВА 
Елена КУЗНЕЦОВА

16+

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий