Рекламный баннер.

Культура

09:00, 15 мая 2015

Свадьба по приколу

Свадьба по приколу
 Марина ПАНФИЛОВА
 Сергей ШМУНЬ

Глядя на яркие цветастые декорации к спектаклю «Женитьба», поставленному на сцене Тульского ТЮЗа, невольно вспоминаешь фразу из другого произведения Гоголя: «Чуден летний полдень в Малороссии!..»

Эта постановка сделана в ознаменование Года литературы – не будем забывать, что Николай Васильевич писал именно на великом и могучем.
Поскольку режиссер ТЮЗа Владимир Шинкарев недавно выпустил очередной курс в Тульском областном колледже культуры и искусства и дипломной работой у его ребят была именно эта история, ее решили перенести на сцену театра. А еще так совпало, что в труппу вернулись актеры старшего поколения (Петр Зырянов и Игорь Берзон) и появилась возможность создать спектакль для взрослых. Ну или для относительно взрослых, ведь самой возрастной публикой здесь считаются учащиеся старших классов.
– С ребятами нам и хотелось порассуждать об отношении к браку на примере двух главных персонажей, – заметил в беседе Шинкарев. – Ведь что здесь получается? Один приятель предлагает другому, как сегодня говорят, постебаться: а почему бы тебе, друг, под венец не сходить? Просто так, забавы ради? И началось: смотрины, конкуренция, то ли игра, то ли взаправду. Когда люди в зале видят этих, скажем так, фриков, может быть, хоть кто-то из юношей и девушек осознает, как надо действовать, а как поступать категорически нельзя…
Разумеется, берясь за постановку, тюзовцы вспоминали одноименный фильм Виталия Мельникова, вышедший в 1978 году, со Светланой Крючковой и Алексеем Петренко в главных ролях. И… решили найти свой ход, а режиссер-постановщик еще и прописал в скобках жанр – «кадриль», задав тем самым настроение и темп спектаклю. Ведь первоначально пьеса называлась «Женихи», и все, что видит зритель, – это парад портретов, типажей, порой карикатурных, доведенных до абсурда. Их весьма виртуозно играют мэтры сцены, представляя вниманию публики поистине незабываемые «кадры».
Роль свахи, которая способна «переплюнуть» и теледиву Розу Сябитову, досталась Валентине Силко. Жевакина сыграл Селимжан Исмангулов, Онучкина – Петр Зырянов, Яичницу – Игорь Берзон. Они, каждый на свой лад, пытаются «станцевать» с невестой, показывая и характер, и судьбы персонажей.
Главные роли отданы молодым исполнителям. Ярославна Прилепская (Агафья Тихоновна) – словно яблочко наливное, недаром один из сватающихся произносит, облизываясь: «Я большой аматер со стороны женской полноты…». А незадачливого жениха Подколесина и его друга-советчика Кочкарева играют Алексей Чуков и Виталий Прилепский.
Вообще в этом театре все спектакли, включая сказки, – о любви. А «Женитьба» оказалась единственной постановкой о нелюбви и ее последствиях. Когда просто так, сдуру, что называется, решил детина связать себя узами брака, а потом, осознав последствия своего головотяпства, в окно сиганул, спасаясь бегством.
У Гоголя действие происходит в поместье, поэтому на сцене создан усадебный мир из пестрого ситца, плетеной мебели, и кажется, что здесь много солнечного света, даже птичьи трели слышатся.
Народ в зале реагирует правильно: в нужных местах посмеивается, а где-то и притихает. Так артисты ненавязчиво урок преподают публике, и не только по изучению отечественной литературы. Главное, что хотят внушить молодым людям и девицам на выданье: в таких делах и сердце, и голова должны работать. Короче, сказка – ложь, да в ней – намек…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий