Культура

11:01, 05 апреля 2019

Тайна бронзовой красавицы

– Автора! – именно это восклицание напрашивается при взгляде на изваяние, созданное в середине позапрошлого века. Кабинетная скульптура, изображающая прелестную девушку, с недавнего времени включена в основную экспозицию Тульского областного художественного музея. Но имя мастера было «зашифровано»…

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

С 2010 года – с тех пор как была приобретена при пополнении фондов – изящ­ная вещица XIX столетия хранилась в запасниках. Но кто мог так точно передать позу, столь утонченно выписать локоны прически, складки легких одежд – из металла?
Не так уж много виртуозов того времени могли бы с полным правом считаться авторами этого произведения искусства. Заведующая отделом западно-европейского и русского искусства ТОХМ Елена Оленич решила разгадать эту загадку..
– При работе с фондами мы с коллегами прежде всего обратили внимание именно на качество вещи, – отметила она. – Тонкая работа, изящная композиция, моделировка формы – тут явно приложил руку знаменитый скульптор. То, что это – французская бронза, я определила сразу. Но хотелось «познакомиться» с мастером – узнать имя. Изучая скульптуру подробнее, обнаружила начертанные на постаменте, на котором восседает красавица, греческие буквы, а рядом – менее заметный французский текст, выведенный сложно и затейливо, так что и не читался с первого раза:
E. Lequesne – Эжен Луи Лекесне! Великий скульптор, чье имя гремело во Франции и по всему миру, вот так подарок судьбы!..
Почему автор сначала оставил автограф на греческом, понятно: статуэтка изображает Полигимнию, которая в мифологии является музой торжественных песнопений. Она покровительствует поэтам – создателям гимнов, а также людям, изучающим риторику и ораторское искусство, и часто изображается именно так – в задумчивой позе и со свитком в руках.
У себя на родине Лекесне считался «скульптором №2»: был лучшим и любимым учеником знаменитейшего Жан Жака (Джеймса) Прадье – создателя мраморной скульптуры «Три грации».
Эжен Лекесне поначалу обучался юриспруденции, но вскоре забросил это дело, поступил в Академию искусств в Париже, позже ездил в Италию, где вместе с архитектором Жаном-Луи Гарнье продолжал совершенствоваться, постигая секреты античных мастеров.
Произведения Лекесне отличаются особым изяществом. Помимо мифологических композиций из бронзы, он создал множество портретных бюстов и выполнял крупные правительственные заказы.
Наиболее известны его «Танцующий фавн» в Люксембургском саду, фигуры Пегасов на крыше Гранд-Опера, статуи на фасаде Гар дю Нор и на северном фасаде Дворца правосудия. В Марселе для базилики Нотр-Дам де Ла Гарде французский скульптор выполнил огромную статую Богоматери с младенцем, которая венчает колокольню.
Удивительное дело: человек, посвятивший свою жизнь искусству, был награжден орденом Почетного легиона, принадлежность к которому является высшим знаком отличия, почета и официального признания особых заслуг во Франции.
– Но есть еще интересный факт, касающийся биографии Эжена Лекесне, – рассказала Елена Олейнич. – Выдающийся скульптор был незаурядным шахматистом. 27 сентября 1858 года в Париже состоялся знаменитый поединок американского шахматного гения Пола Мерфи с восемью сильнейшими противниками одновременно. И одним из соперников был скульптор Лекесне, который потом создал бюст 20-летнего гроссмейстера…
На вопрос, является ли подлинником бронзовая Полигимния из ТОХМ, Елена ответила:
– Разумеется, это подлинная французская бронза второй половины XIX века. Но сколько ее копий по миру – никто не знает: скульптура, так же как и гравюра, может повторяться. А работы известного Лекесне были невероятно популярны, и их, несомненно, тиражировали. Но упоминания о копиях нашей греческой богини пока нигде не попадались…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий