Культура
14:45, 08 февраля 2019
«Театр – уникальное место…»
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
Он побывал в Туле, где при поддержке главы региона был дан старт всероссийскому проекту: театральная школа при Московском театре Олега Табакова «Табакерка» в Тульской области запустила программу по отбору одаренной молодежи для получения актерского образования.
– Есть риск ошибки: не увидеть, не понять, что перед тобой – талант, – отметил Машков. – Но еще больше меня пугает, что мы возьмем на учебу человека, не способного дальше развиваться. Те пятнадцати-шестнадцатилетние ребята, кто поступает в нашу школу, вряд ли сейчас понимают, что актер – это профессия, требующая большой внутренней свободы, бесстрашия. Вся система Станиславского была задумана только для того, чтобы лишить человека страха публичного творчества. При этом наше учебное заведение уникально: молодым людям будут предоставлены возможности быстрого появления перед публикой…
Еще наша профессия – самая социально незащищенная, гарантий в ней нет, а главной составляющей успеха будет работоспособность, внимательность и ответственность, предупредительность сотрудничества. Актеры существуют в большей степени не для зрителя, а как партнеры: ведь если коллегам на сцене интересно друг с другом и они чего-то добиваются, то зритель включается в этот искренний, настоящий процесс переживания.
– Владимир Львович, а вы строгий педагог? Голос на студента повысить можете?
– Есть такая фраза: юность не боится строгости – она боится лжи. Нужна ли дисциплина для любимого дела? А может быть, любимое дело вас дисциплинирует само? То есть тут даже строгость со стороны не нужна, потому что человек увлечен. Как говорил тот же Константин Сергеевич: сначала человек увлечется, потом – почувствует, потом – захочет. Так что задача педагога – не голос повышать на студента, а суметь увлечь.
– Вы родились в Туле, но довольно рано переехали… Что-то вспоминается из детства?
– Тула – моя земля, моя малая родина, здесь – могилы моих предков по отцовской линии, здесь похоронен мой дед…
А самое яркое воспоминание из раннего детства – мне было три с половиной года, и мы с папой и мамой пошли гулять в парк. А когда вернулись, возле дома стояли пожарные машины и нашу квартиру тушили: кто-то из родителей оставил включенным утюг. Причем соседи орали: «Артист горит!..» – папа же был актером в театре кукол.
Я тогда не понял толком, что произошло, но меня впечатлил пожарный, вылезающий из окна нашей квартиры в форме: смотрел с восторгом, как на космонавта!
– Вы приезжали в Тулу в прошлом году и вот сейчас… Удается ли погулять по городу, увидеть его обновленным?
– Да, и, на мой взгляд, город развивается невероятными темпами: преобразились набережная, кремль, улица Металлистов. Все это просто здорово. И я понимаю, что Алексей Геннадьевич Дюмин приложил к этому волю.
Это такое прекрасное русское слово – воля! Я как-то задумался: а из чего же оно состоит? Это и сила характера, свобода, и желание. И вот в этом триединстве могут происходить подобные чудеса – рукотворные. Я говорю о нашем городе, который развивается, двигается вперед, и так и будет…
– В последний год вы многое делаете как худрук «Табакерки». Не мешает ли административная работа вашему актерскому творчеству?
– Деятельность руководителя – театра, актерской школы – подразумевает нахождение там с утра и до… Я прихожу примерно в десять часов, а ухожу в три. Но я обязан присутствовать!
Сейчас мы выпустили спектакль «Матросская тишина», в котором я занят, готовится еще одна постановка с моим участием. То есть я продолжаю оставаться действующим актером театра. Много лет не выходил на сцену и теперь снова пережил все те ощущения, что она дарит.
И могу сказать: театр – это уникальное место. Я, конечно, много снимался, но у артиста кино нет той секунды единения со своим зрителем – здесь и сейчас. И это единение рождает уникальное совместное существование, и эти переживания дают много открытий душе.
Что же касается кино, то уже давно закончены съемки и сейчас идет монтаж картины Романа Прыгунова «Миллиард» – это такая забавная комедия. Также в прошлом году я снялся в фильме «Герой» Карена Оганесяна. Но пока у меня нет возможности продолжать сниматься: времени не хватает.
У себя в театре мы задумали провести конкурс для студентов-старшекурсников всех театральных вузов страны, где будут представлены их постановки. Это будет конкурс именно актерских работ…
Возможно, он будет называться «Атом Солнца», что символично. Когда-то про Олега Павловича Табакова драматург Виктор Розов сказал: «Этот молодой человек проглотил атом Солнца» – так светил его талант.
Вот и мы, просматривая дипломные работы молодых актеров, постараемся найти людей, «проглотивших атом Солнца», – чтобы в дальнейшем способствовать их работе на сцене.
Конечно, для этого нужно серьезное финансирование. И, продолжая разговор о моей административной деятельности, добавлю: я должен не просто руководить театром, но и обеспечить его работоспособность – и не только творческую, но и денежную. А для всего этого – и особенно для театральной школы – нужны большие средства. К счастью, есть люди, которые нам помогают, идут навстречу, и самое главное – Министерство культуры, правительство Москвы поддерживают, разделяют наши задачи…
Елена КУЗНЕЦОВА
«Самим ездить за талантами в разные регионы России – таков смысл главного завета Олега Павловича Табакова, чье дело мы будем продолжать, – начал разговор во время пресс-конференции худрук «Табакерки» народный артист РФ Владимир Машков».
Он побывал в Туле, где при поддержке главы региона был дан старт всероссийскому проекту: театральная школа при Московском театре Олега Табакова «Табакерка» в Тульской области запустила программу по отбору одаренной молодежи для получения актерского образования.
– Есть риск ошибки: не увидеть, не понять, что перед тобой – талант, – отметил Машков. – Но еще больше меня пугает, что мы возьмем на учебу человека, не способного дальше развиваться. Те пятнадцати-шестнадцатилетние ребята, кто поступает в нашу школу, вряд ли сейчас понимают, что актер – это профессия, требующая большой внутренней свободы, бесстрашия. Вся система Станиславского была задумана только для того, чтобы лишить человека страха публичного творчества. При этом наше учебное заведение уникально: молодым людям будут предоставлены возможности быстрого появления перед публикой…
Еще наша профессия – самая социально незащищенная, гарантий в ней нет, а главной составляющей успеха будет работоспособность, внимательность и ответственность, предупредительность сотрудничества. Актеры существуют в большей степени не для зрителя, а как партнеры: ведь если коллегам на сцене интересно друг с другом и они чего-то добиваются, то зритель включается в этот искренний, настоящий процесс переживания.
– Владимир Львович, а вы строгий педагог? Голос на студента повысить можете?
– Есть такая фраза: юность не боится строгости – она боится лжи. Нужна ли дисциплина для любимого дела? А может быть, любимое дело вас дисциплинирует само? То есть тут даже строгость со стороны не нужна, потому что человек увлечен. Как говорил тот же Константин Сергеевич: сначала человек увлечется, потом – почувствует, потом – захочет. Так что задача педагога – не голос повышать на студента, а суметь увлечь.
– Вы родились в Туле, но довольно рано переехали… Что-то вспоминается из детства?
– Тула – моя земля, моя малая родина, здесь – могилы моих предков по отцовской линии, здесь похоронен мой дед…
А самое яркое воспоминание из раннего детства – мне было три с половиной года, и мы с папой и мамой пошли гулять в парк. А когда вернулись, возле дома стояли пожарные машины и нашу квартиру тушили: кто-то из родителей оставил включенным утюг. Причем соседи орали: «Артист горит!..» – папа же был актером в театре кукол.
Я тогда не понял толком, что произошло, но меня впечатлил пожарный, вылезающий из окна нашей квартиры в форме: смотрел с восторгом, как на космонавта!
– Вы приезжали в Тулу в прошлом году и вот сейчас… Удается ли погулять по городу, увидеть его обновленным?
– Да, и, на мой взгляд, город развивается невероятными темпами: преобразились набережная, кремль, улица Металлистов. Все это просто здорово. И я понимаю, что Алексей Геннадьевич Дюмин приложил к этому волю.
Это такое прекрасное русское слово – воля! Я как-то задумался: а из чего же оно состоит? Это и сила характера, свобода, и желание. И вот в этом триединстве могут происходить подобные чудеса – рукотворные. Я говорю о нашем городе, который развивается, двигается вперед, и так и будет…
– В последний год вы многое делаете как худрук «Табакерки». Не мешает ли административная работа вашему актерскому творчеству?
– Деятельность руководителя – театра, актерской школы – подразумевает нахождение там с утра и до… Я прихожу примерно в десять часов, а ухожу в три. Но я обязан присутствовать!
Сейчас мы выпустили спектакль «Матросская тишина», в котором я занят, готовится еще одна постановка с моим участием. То есть я продолжаю оставаться действующим актером театра. Много лет не выходил на сцену и теперь снова пережил все те ощущения, что она дарит.
И могу сказать: театр – это уникальное место. Я, конечно, много снимался, но у артиста кино нет той секунды единения со своим зрителем – здесь и сейчас. И это единение рождает уникальное совместное существование, и эти переживания дают много открытий душе.
Что же касается кино, то уже давно закончены съемки и сейчас идет монтаж картины Романа Прыгунова «Миллиард» – это такая забавная комедия. Также в прошлом году я снялся в фильме «Герой» Карена Оганесяна. Но пока у меня нет возможности продолжать сниматься: времени не хватает.
У себя в театре мы задумали провести конкурс для студентов-старшекурсников всех театральных вузов страны, где будут представлены их постановки. Это будет конкурс именно актерских работ…
Возможно, он будет называться «Атом Солнца», что символично. Когда-то про Олега Павловича Табакова драматург Виктор Розов сказал: «Этот молодой человек проглотил атом Солнца» – так светил его талант.
Вот и мы, просматривая дипломные работы молодых актеров, постараемся найти людей, «проглотивших атом Солнца», – чтобы в дальнейшем способствовать их работе на сцене.
Конечно, для этого нужно серьезное финансирование. И, продолжая разговор о моей административной деятельности, добавлю: я должен не просто руководить театром, но и обеспечить его работоспособность – и не только творческую, но и денежную. А для всего этого – и особенно для театральной школы – нужны большие средства. К счастью, есть люди, которые нам помогают, идут навстречу, и самое главное – Министерство культуры, правительство Москвы поддерживают, разделяют наши задачи…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий
Ранее на тему
Между прошлым и будущим
05 февраля, 11:17
Крест и серебро писателя
05 февраля, 10:38
Зона притяжения – манеж
01 февраля, 13:46
Пастушка делает ход
18 января, 15:04