Культура

10:59, 05 апреля 2013

Тема и вариации

Имя режиссера Сергея Соловьева, несмотря на многочисленные его работы в отечественном кинематографе, у многих ассоциируется с фильмом «Асса», ставшим культовым в 90-х годах, когда вся страна вслед за Виктором Цоем распевала: «Перемен, мы ждем перемен…»
Недавно Сергей Александрович приезжал на Тульскую землю: в ДК «Ясная Поляна» состоялся показ его нового фильма «2 – Асса – 2».
– Я уже неоднократно посещал музей-усадьбу, когда снимал «Анну Каренину», – рассказал Соловьев. – И всегда у меня в этих местах возникает одно настроение… Вот едешь по Москве или уже по дороге в Тулу и не можешь сориентироваться, в какой же ты стране находишься: пестрят рекламные щиты «Покупайте!..», «Продавайте!..» и прочая чушь собачья. А когда приезжаешь в Ясную, осознаешь, что мы живем в России, потому что люди, работающие здесь, в частности Владимир и Екатерина Толстые, понимают, что сохранить дух этих мест сегодня – задача куда более важная, чем даже борьба с коррупцией или увеличение ВВП. Как ни странно, этот музей для меня – прообраз не прошлой, а будущей России… И каждый раз, когда меня пускают сюда снимать, возникает некое детское чувство, как будто папа Карло приоткрыл ту самую волшебную дверку в стене в иной, волшебный мир.
– Сергей Александрович, в «Ассе»-второй снимались многие известные личности, в частности Юрий Башмет. Как вы его сумели привлечь к работе, чем заинтересовали?
– Да его не надо было ничем интриговать, он как-то сам привлекся и, по-моему, даже зарплату за съемки так и не получил, я все порывался рассчитаться, а он отвечал: «Ты что думаешь, у меня с моим альтом нет мест, где деньги зарабатывать?» И обо всех занятых в картине людях трудно сказать, что они исполняют какие-то роли: Башмет там играет Башмета и, как утверждал сам маэстро, к сожалению, мало был занят в съемках. Кстати, он на недавнем своем юбилее сказал об «Ассе» как об одном из важных событий в своей творческой жизни и попросил меня снять его еще раз.
– А как общались Башмет и Шнур?
– Кстати, Сережа Шнуров тоже, по-моему, не получил ничего за съемки – видите, оказывается, я всем остался должен. Он сразу удивил, когда, получив сценарий, позвонил из Питера мне в Москву, сказал: «Поговорить надо, я прилечу…» Просто ради недолгой беседы, представляете? Явился ко мне с пробитой головой, как раненый партизан, и объявил, что приехал отказаться: в картине нужен герой, а он, Серега, оказывается, с некоторых пор себя таковым не чувствует: «Я уже давно – продукт рыночной эпохи…» Но я сумел его убедить, и Шнуров хорошо сыграл свою роль и подарил все песни, в том числе тот дивный романс, написанный на стихи Анны Ахматовой. Он даже в концертах теперь это произведение не исполняет, потому что оно полностью переворачивает представления публики о Шнуре. А с Башметом у них были очень трогательные отношения. Помню, снимался эпизод, где Юрий играл концерт, и Серега явился на площадку послушать. Работу мы завершили часам к четырем утра, и из филармонии все отправились в гостиницу «Европейская» – через дорогу, и я по пути наблюдал трогательнейшую картину. Белая ночь, идет альтист Башмет в концертной черной паре и с «бабочкой», рядом – Шнур ведет его под руку, и они тихо беседуют. А потом в холле гостиницы два музыканта устроили удивительный фортепианный концерт в четыре руки. Между прочим, Сережа хоть и оторва с виду, но по сути своей исключительно интеллигентный человек, у него хорошее музыкальное образование… И на звуки рояля из темных гостиничных закутков стали появляться девушки ну просто наилегчайшего поведения – другой публики в это время суток там не было…
– В «2–Ассе–2» ваша дочь Анна играет дочь Крымова, роль которого в первом фильме исполнил Говорухин…
– Эта наш общий с Таней Друбич ребенок, и она унаследовала просто фанатический трудоголизм от нас обоих. Лет с пяти начала заниматься на фортепиано и относилась к этому всегда очень ответственно. После окончания средней музыкальной школы училась у замечательного педагога Элисо Вирсаладзе и по ее совету решила продолжить образование в Мюнхене. Сумела поступить на бесплатное отделение – в четырнадцать лет, хотя конкурс был довольно жестким, а после прохождения курса в Школе искусств окончила еще и аспирантуру. А дальше началась эта моя история с «Анной Карениной», и я предложил: «Аня, напиши какой-нибудь вальс, чтобы маме было подо что танцевать…», чем повергнул дочку в шок. Но она справилась и потом создала еще 64 номера, увлеклась, написала вместе со Шнуровым музыку к «Ассе»-второй. А дальше выиграла очень важный грант в конкурсе, который проводится в Швейцарии, на звание лучшего молодого кинокомпозитора Европы. Год стажировалась в Голливуде, где записывала музыку вместе с оркестром «ХХ век Фокс» и даже дирижировала этим коллективом. Сейчас живет в Штатах, выполняет еще какие-то контрактные обязательства…
– Как родилась идея снять фильм «2 – Асса – 2»?
– До этого была долгая и мучительная работа над «Анной Карениной», причем муки были не творческими, надо просто быть внимательным и уважительным к материалу. Но вот финансово-организационные вопросы – это отдельная тема, и главный из них был: «Кому сегодня нужна «Анна Каренина»? Что там за проблемы? Изменишь мужу – попадешь под паровоз? Да сегодня изменой никого не удивишь!..» Ну и прочие примеры тотального идиотизма, когда деньги то давали, то отбирали, и, уже сняв большую половину, я испугался, что все пропадет, – нервы уже кончились. И в этом состоянии я за неделю сочинил сценарий второй «Ассы», для которой и пригодился весь тот отснятый материал. И еще я понял, что, если сниму новый фильм, все встанет на место: и киновариант «Анны Карениной», и ее телеверсия. По существу, «2 – Асса – 2» – предисловие к фильму по произведению Льва Толстого и даже послесловие к нему. Больше того, я сейчас пребываю в странном состоянии и словно не могу остановиться…
В музыке есть такой жанр – тема и вариации. Так вот полгода назад я пошел на моноспектакль Петра Мамонова, который когда-то пробовался у меня на роль Каренина. Тот вышел в каком-то длинном халате, с балалайкой и стал петь речитативы о любви, жизни и смерти – совершенно грандиозные сочинения. Я послушал и понял: «Елки-палки, это же абсолютно внутренние монологи Алексея Александровича, не написанные Толстым!» И родилась мысль, которую я из себя выгоняю, но вряд ли выгоню, потому что несколько театров уже ею заинтересовались: хочу сделать такой вот сценический вариант с внутренними монологами Мамонова-Каренина, а роль Анны сыграет ваша землячка, молодая актриса Юлия Снигирь. Я много раз говорил, что «Анна Каренина» – это не роман, а русский магический текст, от которого невозможно отвязаться. Ведь Лев Николаевич, когда писал его, ненавидел себя, и Анну Каренину, и то, чем он занимается, потому что весь этот роман шел вразрез с тем, что писатель думал о белом свете, о жизни, о Боге, о любви, – вразрез! Но он не мог остановиться, сидел и писал! Почему? Потому что Толстой сам попал в этот гипнотический, магический круг. Больше того, я считаю, что это роман не конца девятнадцатого века, а начала двадцатого: там и язык Серебряного века, и героиня тех же времен…
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему