Культура
17:35, 19 октября 2018
Традиционное ткачество: от сволочка до бёрдышка
Юлия МОСЬКИНА
Елена КУЗНЕЦОВА
Ткацкий станок занимает половину комнаты. Даже в те времена, когда не развернулись еще во всю мощь фабрики, купить ткань было негде и оставалось только соткать ее, станок имелся не в каждом доме. А в семье Максима и Екатерины Зерновых он есть: вещь громоздкая, и, как ни старайся, обойти ее так, чтобы не задеть, почти невозможно. Но что поделать, если для Зерновых этот старинный ткацкий стан стал по-настоящему необходимым.
Тканые страницы
Екатерина всегда была человеком увлеченным. К примеру, занималась исторической реконструкцией, ездила на фестиваль «Куликово поле», всякий раз собирая исторически верный костюм. Хобби не из дешевых, а дороже всего в комплекте по традиционной древнерусской моде обходились вещицы из «домоткани». Тогда у мастерицы и закралась впервые мысль: не освоить ли процесс самой? И так гладко вилась нить ее судьбы, что за пять лет Екатерина из разряда начинающих шагнула в народные мастера РФ. Разумеется, прежде нужно было защититься перед комиссией, показать работы. Екатерина признается: что именно взять с собой на этот экзамен, она не знала. Посоветовали – всего понемногу. Тогда Зернова сделала альбом – на каждой странице тканые образцы. Книжка получилась теплая, рукам приятная – не хочется выпускать. Но самое главное, что на ее страницах мастеру удалось собрать примеры традиций ткачества со всех регионов России. Что касается Тульской губернии – уместились сразу несколько районов.
Дальше – больше, и Екатерина взялась за нелегкое, но такое важное дело популяризации ручного прядения и ткачества.
– К сожалению, в нашем регионе эта традиция прервалась, хотя, к примеру, в северных областях жива, – рассказывает Зернова. – Сама я продолжаю учиться у потомственных мастериц, которым премудрости передали их мамы и бабушки. Какие технологии были общими для наших регионов, легко понять по образцам, хранящимся в музеях Тульского края. Я, кроме прочего, делаю реплики вещей из музейных фондов: рушников, поясов. Ведь это так важно – сохранить богатое наследие Тульской земли, передать свои знания и навыки следующим поколениям.
Рубашка из крапивы
Сейчас, кажется, для мастеров раздолье – купить можно каких угодно ниток. Екатерина эту иллюзию рушит: льняных, которые были в ходу у наших прабабушек, на полках магазинов почти не найти.
Впрочем, если лен или конопля все еще идут в ход на больших производствах, о крапиве успели позабыть. А ведь когда-то крапивная пряжа была делом совершенно обычным.
– Непопулярность крапивы объяснятся очень просто – волокно у нее не такое длинное, как у льна, прясть неудобно, – поясняет Максим Зернов. – В остальном всем хороша, и не надо думать, будто жжется. Все равно в ход шли только стебли, да и собирали крапиву зимнюю, которая постояла под снегом и порядком размокла, – с такой работать проще.
Так что получается, сказка про диких лебедей, где главная героиня должна была соткать братьям крапивные рубашки, почти не выдумка.
– Да, крапивная рубашка для наших предков была вещью будничной, – уточняет Екатерина. – А с другой стороны, уж очень в сказке упрощен процесс производства крапивной нити, который был многоступенчатым, кропотливым. Сначала стебли травы вымачивали в проточной воде, чтобы размягчилась костра – верхняя жесткая оболочка. Затем заготовки сушили, мяли специальной мялкой, вычесывали, получая кудель, и лишь потом спрядали нить.
Екатерина и Максим об этом знают не понаслышке, решив, что будет нечестно, если они традиционную технологию не восстановят «от» и «до». Лен вырастил для них знакомый, крапивы нарвали сами. Инструментов – от веретена до станка – у них уже собрана целая коллекция. И к тому же Максим – мастер по дереву, любое приспособление умеет и починить, и сделать с нуля. Так что теперь Екатерина – одна из немногих женщин, кто владеет этим старинным искусством.
Семь прялок
Чтобы обеспечить нужды большой семьи, рассказывает Екатерина, девушка за зиму должна была напрясть 40 веретен.
Женщины Древней Руси нить изготавливали полностью вручную: на гребне или рогульке закрепляли пучок волокна – кудели и левой рукой тянули из нее прядь – ровницу, которую туго свивали в нить, крутя веретено. Веретено держали в правой руке. Рогульку закрепляли в донце, на нем же девушка сидела за работой. Тульские прялки никогда не были резными или расписными, зато массивными и добротными. На донцах, как на санках, молодые мастерицы могли кататься с горки. Считалось: которая девица быстрее скатится, та раньше всех выйдет замуж.
– Другое поверье запрещало прясть по пятницам, – рассказывает Екатерина. – Этот день посвящался Параскеве Пятнице, покровительнице женского рукоделия. Трудом в этот день женщины могли ее обидеть. Да я и сама не раз подмечала, что в пятницу все не спорится: то нитка спутается, то узор не тот выйдет. В итоге в последний день рабочей недели вовсе на сажусь ткать…
Если приметы и верования не менялись на протяжении веков, то технический прогресс было не остановить. В XIX веке появилась прялка с колесом, вращавшем веретено. А настоящим прорывом стала самопрялка с ножной педалью. Стоила она дорого, но так облегчала женский труд, что каждая семья стремилась ее приобрести, а потом берегла, передавая по наследству.
Таких прялок, изготовленных мастерами в конце XIX века, у Зерновых семь. Даже случайные знакомые, услышав, что семья занимается возрождением старины, охотно дарят артефакты из своих закромов. С недавних пор Екатерина и Максим от презентов стали вежливо отказываться: их домашняя «экспозиция» и так слишком разрослась. Старинные веретена, станки и их миниатюрные подобия – сволочки и бердышки. Ну и конечно, дощечки – на них ткали пояса и тесьму еще наши предки вятичи.
Впрочем, прятать «сокровища» не в правилах Зерновых, и еще в 2014-м они выиграли грант и запустили проект «Традиционное тульское ткачество». Благодаря ему сотни туляков смогли не просто увидеть копии исторических тканых образцов и инструментов, но и освоить технологию. Сейчас у Екатерины новый проект: интерактивная выставка «От веретена до станка» – ее возят по районам области, чтобы как можно больше людей смогли прикоснуться к старинным тульским традициям.
Екатерина и Максим уверены: сейчас ткачество обретает второе дыхание, интерес к нему велик, а простор для фантазии безграничен. Мастера, взяв за основу проверенные веками технологии, создают модные аксессуары, одежду, элементы интерьерного декора. А это значит, что промысел живет и развивается.
Елена КУЗНЕЦОВА
Ткацкий станок занимает половину комнаты. Даже в те времена, когда не развернулись еще во всю мощь фабрики, купить ткань было негде и оставалось только соткать ее, станок имелся не в каждом доме. А в семье Максима и Екатерины Зерновых он есть: вещь громоздкая, и, как ни старайся, обойти ее так, чтобы не задеть, почти невозможно. Но что поделать, если для Зерновых этот старинный ткацкий стан стал по-настоящему необходимым.
Тканые страницы
Екатерина всегда была человеком увлеченным. К примеру, занималась исторической реконструкцией, ездила на фестиваль «Куликово поле», всякий раз собирая исторически верный костюм. Хобби не из дешевых, а дороже всего в комплекте по традиционной древнерусской моде обходились вещицы из «домоткани». Тогда у мастерицы и закралась впервые мысль: не освоить ли процесс самой? И так гладко вилась нить ее судьбы, что за пять лет Екатерина из разряда начинающих шагнула в народные мастера РФ. Разумеется, прежде нужно было защититься перед комиссией, показать работы. Екатерина признается: что именно взять с собой на этот экзамен, она не знала. Посоветовали – всего понемногу. Тогда Зернова сделала альбом – на каждой странице тканые образцы. Книжка получилась теплая, рукам приятная – не хочется выпускать. Но самое главное, что на ее страницах мастеру удалось собрать примеры традиций ткачества со всех регионов России. Что касается Тульской губернии – уместились сразу несколько районов.
Дальше – больше, и Екатерина взялась за нелегкое, но такое важное дело популяризации ручного прядения и ткачества.
– К сожалению, в нашем регионе эта традиция прервалась, хотя, к примеру, в северных областях жива, – рассказывает Зернова. – Сама я продолжаю учиться у потомственных мастериц, которым премудрости передали их мамы и бабушки. Какие технологии были общими для наших регионов, легко понять по образцам, хранящимся в музеях Тульского края. Я, кроме прочего, делаю реплики вещей из музейных фондов: рушников, поясов. Ведь это так важно – сохранить богатое наследие Тульской земли, передать свои знания и навыки следующим поколениям.
Рубашка из крапивы
Сейчас, кажется, для мастеров раздолье – купить можно каких угодно ниток. Екатерина эту иллюзию рушит: льняных, которые были в ходу у наших прабабушек, на полках магазинов почти не найти.
Впрочем, если лен или конопля все еще идут в ход на больших производствах, о крапиве успели позабыть. А ведь когда-то крапивная пряжа была делом совершенно обычным.
– Непопулярность крапивы объяснятся очень просто – волокно у нее не такое длинное, как у льна, прясть неудобно, – поясняет Максим Зернов. – В остальном всем хороша, и не надо думать, будто жжется. Все равно в ход шли только стебли, да и собирали крапиву зимнюю, которая постояла под снегом и порядком размокла, – с такой работать проще.
Так что получается, сказка про диких лебедей, где главная героиня должна была соткать братьям крапивные рубашки, почти не выдумка.
– Да, крапивная рубашка для наших предков была вещью будничной, – уточняет Екатерина. – А с другой стороны, уж очень в сказке упрощен процесс производства крапивной нити, который был многоступенчатым, кропотливым. Сначала стебли травы вымачивали в проточной воде, чтобы размягчилась костра – верхняя жесткая оболочка. Затем заготовки сушили, мяли специальной мялкой, вычесывали, получая кудель, и лишь потом спрядали нить.
Екатерина и Максим об этом знают не понаслышке, решив, что будет нечестно, если они традиционную технологию не восстановят «от» и «до». Лен вырастил для них знакомый, крапивы нарвали сами. Инструментов – от веретена до станка – у них уже собрана целая коллекция. И к тому же Максим – мастер по дереву, любое приспособление умеет и починить, и сделать с нуля. Так что теперь Екатерина – одна из немногих женщин, кто владеет этим старинным искусством.
Семь прялок
Чтобы обеспечить нужды большой семьи, рассказывает Екатерина, девушка за зиму должна была напрясть 40 веретен.
Женщины Древней Руси нить изготавливали полностью вручную: на гребне или рогульке закрепляли пучок волокна – кудели и левой рукой тянули из нее прядь – ровницу, которую туго свивали в нить, крутя веретено. Веретено держали в правой руке. Рогульку закрепляли в донце, на нем же девушка сидела за работой. Тульские прялки никогда не были резными или расписными, зато массивными и добротными. На донцах, как на санках, молодые мастерицы могли кататься с горки. Считалось: которая девица быстрее скатится, та раньше всех выйдет замуж.
– Другое поверье запрещало прясть по пятницам, – рассказывает Екатерина. – Этот день посвящался Параскеве Пятнице, покровительнице женского рукоделия. Трудом в этот день женщины могли ее обидеть. Да я и сама не раз подмечала, что в пятницу все не спорится: то нитка спутается, то узор не тот выйдет. В итоге в последний день рабочей недели вовсе на сажусь ткать…
Если приметы и верования не менялись на протяжении веков, то технический прогресс было не остановить. В XIX веке появилась прялка с колесом, вращавшем веретено. А настоящим прорывом стала самопрялка с ножной педалью. Стоила она дорого, но так облегчала женский труд, что каждая семья стремилась ее приобрести, а потом берегла, передавая по наследству.
Таких прялок, изготовленных мастерами в конце XIX века, у Зерновых семь. Даже случайные знакомые, услышав, что семья занимается возрождением старины, охотно дарят артефакты из своих закромов. С недавних пор Екатерина и Максим от презентов стали вежливо отказываться: их домашняя «экспозиция» и так слишком разрослась. Старинные веретена, станки и их миниатюрные подобия – сволочки и бердышки. Ну и конечно, дощечки – на них ткали пояса и тесьму еще наши предки вятичи.
Впрочем, прятать «сокровища» не в правилах Зерновых, и еще в 2014-м они выиграли грант и запустили проект «Традиционное тульское ткачество». Благодаря ему сотни туляков смогли не просто увидеть копии исторических тканых образцов и инструментов, но и освоить технологию. Сейчас у Екатерины новый проект: интерактивная выставка «От веретена до станка» – ее возят по районам области, чтобы как можно больше людей смогли прикоснуться к старинным тульским традициям.
Екатерина и Максим уверены: сейчас ткачество обретает второе дыхание, интерес к нему велик, а простор для фантазии безграничен. Мастера, взяв за основу проверенные веками технологии, создают модные аксессуары, одежду, элементы интерьерного декора. А это значит, что промысел живет и развивается.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий
Ранее на тему
Любовь и мастера
19 октября, 09:00
Несокрушимая в полотнах легендарных
16 октября, 09:27
Как дышит флейта?
16 октября, 09:22
Генетическая память Музыки
12 октября, 11:00