Культура

15:41, 16 августа 2019

Царь леса

Игорь ОРЛОВ

Так называли Ивана Ивановича Шишкина его современники. Выдающийся живописец, график, виртуозный гравер, он всегда был вдохновенным певцом русских пейзажных мотивов. Одна из его картин – «Лес в Мордвинове» – входит в золотой фонд Тульского музея изобразительных искусств.

Почти 40 лет своей художественной деятельности Иван Шишкин упорно шел вперед, открывал новое содержание в пейзажной живописи и средства его художественного воплощения. В жизненной правде он видел поэзию своих произведений.
Рожденный в Елабуге (Вятская губерния), воспитанный своим отцом – археологом и краеведом, еще юношей Шишкин научился ценить прошлое своей родины и красоту ее природы. Он полюбил просторы уходящей вдаль Камы, бесконечные леса Вятского края, окрестности Санкт-Петербурга и остров Валаам. Впоследствии он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, окончил Академию художеств, был удостоен звания профессора, стал руководителем пейзажной мастерской Императорской академии художеств. А в семидесятых годах XIX столетия вошел в число учредителей Товарищества передвижных художественных выставок – крупнейшего объединения мастеров реалистического направления.
Шишкин был первым из русских пейзажистов второй половины XIX века, придававшим огромное значение этюду с натуры. Постоянная работа на пленэрах развивала в нем понимание природы. Мастер улавливал в ней более богатое содержание, находил новые темы и нюансы.
– «Лес в Мордвинове» в экспозиции ТМИИ – настоящая визитная карточка художника, где отражены все основные черты его творчества, – рассказала методист отдела музейной педагогики ТМИИ Ирина Хуторная. – Ритм стройных стволов, уравновешенность композиции в целом, красота живописного тона делают картину одним из высоких достижений художника.
Излюбленный прием Шишкина – срезать изображение деревьев-испо­ли­нов краем холста. Тем самым художник делает их еще выше, стройнее, подчеркивая красоту. Деревья возносятся к небесам подобно колоннам грандиозного храма. Кажется, что еще немного – и вырвутся за край рамы картины.
Вся свежесть восприятия природы – в колорите произведения. Здесь нет ни одного безразлично окрашенного участка: зрители увидят разработку множества оттенков одного цвета («Тон почуял», – когда-то говорил Крамской о Шишкине).
Мы видим целый ряд тщательно проработанных деталей. На полотне можно разглядеть буквально все, что встречается в летнюю пору в наших лесах. Чтобы тщательно выписать каждую травинку или листок, Шишкин предпочитал использовать маленькую кисть.
Вообще художник был необыкновенным знатоком и любителем леса. Если видел ошибки в рисунке дерева, отмечал: «Такой березы не может быть» или «Эти сосны бутафорские».
Его полотно «Лес в Мордвинове» поступило в ТМИИ в 1939 году из Тульского краеведческого музея. Это вариант одноименной картины, хранящейся в Третьяковке. Произведения Шишкин создал всего за несколько месяцев 1891 года. Тем летом он отправился с семейством под Ораниенбаум (недалеко от Санкт-Петербурга), откуда привез несколько еловых этюдов.
По свидетельству исследователя дворянских родов Игоря Амелютина, имение Мордвиновка принадлежало Анне Александровне, урожденной графине Мордвиновой, впоследствии вышедшей замуж за князя Александра Имеретинского. Анна Александровна была художницей-любительницей, увлекалась фотографией и даже сделала фотопортрет Шишкина, работающего над картиной «Мордвиновские дубы».
Известна дальнейшая судьба усадьбы. Как пишет краевед Елена Сереброва, «усадьба потеряла свой исторический облик после Великой Оте­чест­венной войны, так как часть парка была отдана под застройку коттеджами. Сохранилась въездная аллея усадьбы, которая проходит мимо шишкинских дубов. Сохранились все дубы (их три), но один из них высох и утратил кору лет 10 назад».
Вернувшись осенью после мордвиновской поездки в город, Шишкин устроил вместе с Ильей Репиным ретроспективную выставку своих этюдов и рисунков за 40 лет. Экспозиция производила очень гармоничное и целостное впечатление. Всех поражало то, что все это было создано одним человеком, – было выставлено 300 этюдов и 200 рисунков! Даже сам художник, смеясь, говорил: «А вы, нынешние, ну-тка!»
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему