Культура

20:36, 10 ноября 2014

Учимся творить

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Сотрудники музея-заповедника шутят: «Наше «Поленово» – поле притяжения для новостей, это уже в самом названии заложено: «Поле – ново». И действительно, сюда можно приезжать хоть каждый день за информацией.

На этот раз при встрече заместитель директора Наталья Грамолина рассказала:
– Сейчас главное событие, которое нас радует и вызывает гордость, – открытие Центра детского творчества в селе Страхово. В 1911 году школу для крестьянских ребят на своей земле, на личные средства, по своим проектам создал Василий Дмитриевич Поленов. Он стремился внедрить в российскую провинцию собственную систему образования и воспитания детей. Она заключалась не только в обучении чтению, счету и письму, но главное – в получении подрастающим поколением нравственного воспитания. И мы продолжаем традиции: при центре начала работу воскресная школа, где уроки православия ведет благочинный отец Евгений.
– Василий Дмитриевич уделял не меньшее внимание и «рукомеслию», как он это называл…
– Да, чтобы, выйдя из этих стен, человек мог найти себе применение в жизни. Даже если он не семи, и даже не пяти пядей во лбу, владея ремеслом, сможет себя прокормить. Поэтому в начале прошлого века здесь были организованы вышивальная, швейная и столярная мастерские, ученики занимались лепкой из глины, плетением из лозы и – играли в театре. Поленов считал его важным вкладом в воспитание, потому что люди учатся образно мыслить, работают в коллективе, развиваются, осваивают лучшие литературные произведения, начинают правильно говорить. Крестьянские дети сами шили костюмы, готовили реквизит. И каждый становился членом команды, так же как матросы на корабле: все заняты общим делом, работают на успех. Кстати, не случайно сравнивал театр с рекой: в то время в Поленове была своя флотилия. И там подростков учили собранности, взаимовыручке: на реке нельзя быть ротозеем – тут же утонешь.
– Наталья Николаевна, как долго действовала школа?
– Занятия проходили до 1990 года, и классы всегда были полны. К примеру, в 1967-м здесь обучались 285 детей, занимались в две смены, заканчивали поздно – к девяти вечера. Но ребята бежали сюда с радостью! И вот в 1989 году выпустили последних восьмиклассников, и школу передали на баланс сельхозкооператива: это стало катастрофой… Нашему музею школа очень дорога. Тогда возникла проблема кадров для провинциальной культуры, и если мы приглашали на работу людей из столицы или областного центра, то, попав в деревню, они чувствовали себя неуютно – чуть ли не выкинутыми на обочину жизни. В конце концов все потом уехали обратно, и стало ясно, что надо воспитывать кадры прямо здесь. К счастью, сотрудники музея-заповедника «Поленово» еще в 70-х стали вести уроки изобразительного искусства по замечательной программе эстетического воспитания Бориса Михайловича Неменского. И девочки – мальчиков эта стезя интересовала меньше – потом продолжали образование в Москве, Питере, в чем им помогал музей. В вузах нам шли навстречу, понимая ситуацию. Так что школа в Страхове была своеобразной кузницей кадров. А потом все рухнуло – как и во всей стране, это здание, несмотря на наши просьбы, продали частному предпринимателю. Чего в нем только не было! Два пожара случились… Короче, когда не на что стало и посмотреть, владелец сделал широкий жест и сказал: «Дарю…»
– И вы согласились?
– Да если бы здесь даже один фундамент остался, мы бы и то забрали и восстановили это историческое строение. У каждого человека есть идея-фикс, вот и я мечтала, чтобы здесь появился Центр детского творчества. Потому что просто не могла уже смотреть на подростков, которые шатаются, прикладываясь к бутылкам пива. Ради того, чтобы найти им иное занятие, хотелось работать… Впрочем, не только ради них. Знаете, как зачастую мы ориентируем свои поступки на одного человека? Вот в Страхове жила одна женщина, которая была мне невероятно симпатична. Мы были полными тезками, и та Наталья Николаевна, по фамилии Помозина, работала скотницей в совхозе, но была абсолютной аристократкой – по своим душевным качествам: с очень тактичным поведением, расположением к людям, великим уважением к своей тяжелой работе. Помню, она рассказывала, как в период отела они с коллегами спали тут же, возле коров, прямо на соломе, а у самой – такой свет в глазах! О том, что сие непрестижно, как рассуждают сегодня многие, не думала… Она давно умерла – в 1991 году, и сын ее Алексей умер, не успев создать семью. Но почему-то я все время думала, что буду возрождать школу ради нее – как ради того праведника, что всегда есть на селе. И представлялось: вот сидит Наталья в своей телогрейке, в сапогах в бальном зале, а перед ней танцует девочка в белом платьице – может быть, ее так и не родившаяся внучка? И мы с тезкой просто плачем от радости, как я плачу сейчас… И в память о ней, о таких тружениках, благодаря которым все у нас в стране получается – веками, возродилась школа.
– У вас были единомышленники?
– А как же! Без них ничего не делается в жизни. Один из них – Сергей Петрушин, представитель фирмы «Дорремстрой» – человек, которому я абсолютно доверяю и который, невзирая на все сложности, буквально на своем хребте вытащил эту школу. То, что вы видите сейчас, – его заслуга, а ведь поначалу и подступиться было страшно: у хорошего хозяина свинарник чище… А первыми сюда пришли представители «Тулгражданпроекта» – Артур Касаткин и Дмитрий Здановский со своими сотрудниками. Как они спускались в подвал, светя себе фонарем, чтобы не оступиться, – разговор отдельный: перед началом восстановительных работ отсюда было вывезено шесть КамАЗов мусора. Потом строители укрепили фундамент и здесь началось нечто вроде народной стройки: крышу нам подарили добрые люди, а чтобы вставить 39 окон, мы пошли по миру с шапкой, объявив акцию «Окно в мир». И теперь на каждом укреплена бирка с именем благотворителя. Это не бог весть какие деньги, но пусть те, кто станет приходить сюда, помнят, что добрые дела творятся сообща. При входе есть стенд с фотографиями, где видно, как все преобразилось. И теперь сюда будут приходить дети, заниматься в балетном, гончарном, театральном, музыкальном, художественном классах, в воскресной школе. Уже есть педагогический коллектив, первыми откликнулись две замечательные женщины – Надежда Березина и Любовь Меркушина, а поскольку храм напротив, то и вера здесь присутствует.
– Когда состоялось торжественное открытие?
– 26 сентября: собралось много гостей, приезжал губернатор Владимир Сергеевич Груздев, чтобы поздравить нас с таким событием. А ведь все проходило накануне праздника Воздвижения, и это торжество для здешних мест – особое. Помню, крест на храм в Бехове именно в день Воздвижения Креста Господня водрузили. Причем тогда мы еще и не знали про православный праздник, работали себе, а мимо старушка идет, крестится на купол и говорит: «Века ему стоять…» И когда обратно усталые ехали на телеге, не спеша, люди из домов выходили, и такие лица у всех светлые… И такое счастье в душе сияло от завершения хорошего дела. И вот теперь то же чувство – тихий свет в душе. Ведь и школу, и храм открывают, чтобы преображать души людские.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему