Культура

09:00, 06 декабря 2013

Уникальные фрески и иконостас Успенского храма восстановят

Свято-Успенский собор, построенный в XVIII веке, стоит на пересечении двух улиц Тульского кремля, это уже третий по счету храм, построенный почти на одном и том же месте.

В XVI–XVII веках пространство внутри кремлевских стен было очень плотно застроено. Сведения об этом имеются в писцовых книгах того времени. Главная улица кремля называлась Большой и соединяла Ивановскую и Пятницкую проездные башни. На ней в центре кремля в XVI веке стояли две деревянные церкви — холодная во имя Архистратига Гавриила с приделом Василия Парийского и теплая во имя Успения Пресвятой Богородицы. Эти церкви упоминаются в писцовой книге 1587–1589 годов. Первый каменный Успенский собор с приделами был возведен в 70–80-е годы XVII века. Менее чем через сто лет он обветшал, видимо, из-за «непрочности постройки», его разобрали и взамен возвели новый Успенский собор, сохранившийся до наших дней.
Его строительство началось 7 мая 1762 года по благословению епископа Коломенского и Каширского Порфирия на средства тульского купечества «из питейных сборов приборными деньгами». На постройку собора и его отделку было израсходовано около 30 тысяч рублей.
Главным строителем храма был купец Лукьян Коптельцев «со товарищи» Софроном Сидневым и Андреем Володимировым. Здание возвели быстро, за два года, к 8 мая 1764 года. В это время главный благодетель умер, и на его место был определен бургомистр Тимофей Чечулин.
Имя зодчего – автора проекта собора – до сих пор неизвестно. Что касается каменщиков, в отчете о построении храма сказано: «А делали земляное и каменное мастера тульские кирпичники Емельян Цыбин, Онисий Васильев Добрынин». Тульские кузнецы Осип Журов с помощниками отковали металлические стропила четырехскатной кровли, каркасы куполов и другие детали. Золотил главы собора тульский купец Ларион Сорокин.
С простым объемным построением храма контрастирует его богатое декоративное оформление в стиле русского барокко. Для хорошего освещения большого внутреннего пространства окна выполнены в два ряда, что придает внешнему облику храма характер двухэтажного здания. Этот «обман» несколько смягчается тем, что вертикальные декоративные полосы объединяют расположенные друг над другом окна первого и второго света в один архитектурный мотив. Три входа в собор обрамляют богато украшенные порталы. Над главным западным входом чудом сохранился при советской власти резной белокаменный российский герб – двуглавый орел.
Успенский собор расписывали ярославские мастера, работавшие в лучших традициях ярославской школы периода ее расцвета. Они трудились «по два лета» – в 1765 и 1766 годах. 36-ю живописцами руководил Афанасий Андреевич Шустов. В числе художников были представители знаменитых династий ярославских «изографов» – Сопляковы, Иконниковы, Горины. Освятили храм в 1776 году.
Стенопись Успенского собора – одно из последних произведений стенного письма ярославской школы; по выражению известного искусствоведа, реставратора Игоря Грабаря: «Это лебединая песня умиравшего великого искусства». Согласно заключению Центральной проектно-реставрационной мастерской Академии архитектуры СССР, обследовавшей стенопись тульского Успенского собора в 1959 году, она «является самым монументальным произведением мастеров ярославской школы стенного писания за весь XVIII век... Стенопись собора по своему художественному значению относится к памятникам первой категории всесоюзного значения».
В соборе расписаны стены, простенки, оконные откосы.
Стенописи алтаря включают в себя традиционные сюжеты: «Троица Новозаветная», «Распятие», «Деисус», «Господь Саваоф», «Тайная вечеря».
Значительные реставрационные работы стенописи Успенского собора были проведены в XIX веке. Их приурочили к столетию храма. Изображения были не переписаны, а поновлены, то есть прописаны в местах некоторых утраченных фрагментов.
Велика художественная ценность деревянного резного золоченого иконостаса, имеющего шесть ярусов. Выполнен он тульскими резчиками по дереву, работавшими у купца Василия Кирьянова. Это превосходный образец местного прикладного искусства второй половины XVIII века. Изготовленный в переходный период от барокко к классицизму, он несет в себе характерные черты обоих стилей. Иконы были написаны неизвестными тульскими живописцами, работавшими по найму у купца Лариона Сорокина, и калужским дьяконом Андреем Филипповым. Три образа, размещавшиеся у царских врат, выполнены оружейником Григорием Белоусовым, лучшим тульским иконописцем того времени.
Иконостас Успенского собора был семиярусным, его описание дано в «Тульских епархиальных ведомостях» за 1895 год, сейчас образа из этого храма хранятся в Тульском музее изобразительных искусств.
Четырехъярусная колокольня Успенского собора строилась с 1772 по 1776 год при городском голове Илларионе Лугинине. Строителями были избраны купцы Софрон Сиднев и Иван Гурьев. Павел Иванович Малицкий в работе «Приходы и церкви Тульской губернии» в 1895 году утверждал, что автором проекта колокольни являлся архитектор Праве. Эта же версия повторяется и в краеведческой литературе советских и постсоветских времен.
Металлический шпиль, который в 1826 году был позолочен, по заказу городского общества выполнил Иосиф Жуков. Кремлевская колокольня стала одной из главных городских архитектурных доминант; на нее была ориентирована Киевская улица (ныне проспект Ленина). Ее высота от земли до креста составляла 33 сажени (70,4 метра), на ней висели 22 колокола, над ними — часы с боем.
Колокольня до наших дней не дожила. Возможно, она стала жертвой жесточайших дискуссий, развернувшихся вокруг судьбы Тульского кремля в 1934-–1936 годах. Городские власти жаждали его снести, причем вместе с обоими соборами. А комитет по охране памятников при президиуме ВЦИК отстаивал историко-культурную ценность кремля и Успенского собора, не возражая против сноса Богоявленского собора. Благодаря этому крепость и памятники архитектуры, находящиеся на ее территории, дошли до наших дней. Но колокольня Успенского собора, к великому сожалению, после пожара 1936 года была разобрана. Вечером 28 сентября 1936 года запылали верхние этажи колокольни Успенского собора. Пожарные ничего сделать не смогли – напор воды в шлангах не достигал 30-метровой высоты. Только под утро удалось отстоять нижние ярусы колокольни. Виновников пожара, конечно же, «обнаружить не удалось». Тульский горсовет обратился в Москву, в комитет по охране памятников, за срочным разрешением на разборку оставшейся части колокольни, которая якобы создавала «угрозу для массового транспортного движения, весьма оживленного здесь ввиду соседства крупных оборонных заводов, учебных заведений, центрального физкультурного стадиона». (В кремле тогда уже был устроен стадион.) В очередном послании в столицу тульских властей утверждалось, что реставрация колокольни невозможна. Москва согласия не давала, более того, Академия архитектуры подтверждала возможность реставрации. Но тульские власти решили по-своему. Не дожидаясь разрешения комитета по охране памятников, они дали команду: колокольню разобрать. Что и было сделано к концу марта 1937 года.
И вот сейчас по инициативе губернатора и правительства Тульской области началось глобальное восстановление кремля: реставрируются стены, возводится колокольня, идет реставрация Успенского собора. Средства на его возрождение, реставрацию фресок и иконостаса – 35 миллионов 817 тысяч рублей – выделены впервые за долгие годы, в чем заслуга региональных властей.
Колокольня восстанавливается на средства благотворительного фонда. В сентябре в День города и области освятили колокола – их 22, как и было в прошлые века.
Соб. инф.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий