Культура

19:17, 05 декабря 2012

В кроссовках и с гитарой

На вопрос, какую песню он считает своей «визитной карточкой» и исполняет чаще всего, тульский певец Евгений Гречишкин ответил: «Я часто выступаю перед ребятами из 106-й воздушно-десантной дивизии, перед «афганцами», «чеченцами», и они просят исполнить что-то лирическое. Так что «Я люблю тебя до слез» из репертуара Александра Серова пользуется особым успехом…»

С десантниками Евгений Николаевич дружит почти двадцать лет, на всех праздниках он – желанный гость. У него много наград: от командующего ВДВ Владимира Шаманова, от Союза десантников РФ, который возглавляет Юрий Левченко, от советов ветеранов войны и труда, молодежных и общественных организаций, есть нагрудный знак Министерства культуры РФ, грамоты, благодарности, полученные за благотворительные концерты, творческие успехи и высокий уровень исполнительского мастерства. А на вопрос, купается ли он в фонтане на День ВДВ, Гречишкин с улыбкой отвечает:
– Думаю, это забава для молодых, я же человек солидный, 21 декабря сольным концертом в Тульской областной филармонии отмечу пятидесятилетие. Другое дело – приехать к друзьям в часть в подаренной ими форме и спеть хором «От героев былых времен» из кинофильма «Офицеры», «Тула – земля моя», «Синева», «Есть только миг»…
– А самому служить в армии довелось?
– Да, тридцать лет назад, в Уральском краснознаменном ансамбле песни и пляски. Вообще-то, я еще тогда, в юности, мечтал попасть в ВДВ, в Афган, даже написал заявление тайком от родителей, но на призывном пункте выяснилось, что у меня плохое зрение. И там же был «покупатель» из ансамбля, так что вместо горячей точки поехал я в Челябинск. Был парнем спортивным: окончил Новомосковский физкультурный техникум, поэтому служилось легко. Дедовщины не было, почистили картошку на кухне полгода, пока новый призыв не пришел, а в основном – кроссы бегали, стреляли, пели и – дружили. Мне приятно было, что молодые слабачки, «ботаники» откровенные, которых я тренировал, со временем становились крепкими, сильными, накачивали мускулы.
– Евгений, а с какого возраста вы стали заниматься спортом?
– Отец был профессиональным футболистом, играл в ленинградской команде, а, закончив карьеру, вернулся в Тульскую область, в родное Волово. Там они с мамой встретились, поженились, я родился, через год – сестра Татьяна. Так что ходить и ударять по мячу я начал примерно в одно время.
– А петь стали тоже с колыбели?
– Можно сказать и так: у мамы прекрасный голос и слух, они и нам с сестренкой передались, и когда дома собирались гости, отец брал гармошку или гитару, и звучали песни из репертуара Людмилы Зыкиной – «Течет река Волга», «Оренбургский пуховый платок». Мы с нежного возраста тоже подпевали родителям, так что получается – семейный ансамбль и спортивная команда одновременно: мама в молодости и бегом увлекалась, и копье метала. А мое детство проходило под красивейшие песни прошлых лет, некоторые я и сейчас включаю в свой репертуар… Вообще, воспоминания о прошлом у меня самые замечательные. Мы с ребятами никогда не скучали: организовали свои сельские волейбольную и футбольную команды. А зимой, когда замерзало озеро, что возле Знаменского храма, играли в хоккей. Такая там была красота: лед сливается с заснеженными берегами, деревья в инее, и в чистом небе – купола… Но меня больше всего привлекала легкая атлетика, вот и начал бегать кроссы, в техникуме стал мастером спорта, а в 1986 году был участником Спартакиады народов СССР в Брянске. А еще, как положено деревенскому парню, я помогал родителям: после седьмого и восьмого классов летом работал пастухом. Мне давали лошадь, и я, пощелкивая кнутом, как заправский ковбой, перегонял коровье стадо с места на место. А уже после девятого и десятого был помощником комбайнера во время уборочной, тут шли нагрузки посерьезней.
– Уставали сильно?
– Нет, говорю же – была хорошая спортивная подготовка. Да еще радовался, когда приносил домой деньги и зерно, которым с нами тоже рассчитывались. И музыка помогала: в обеденный перерыв мы с сестренкой и с баянистом из сельского клуба, Петром Петровичем Петрушиным, ездили по полям и давали концерты, ну что-то из серии «В рабочий полдень»… Помню, я исполнял песни из репертуара Геннадия Белова «Шумят хлеба», «Травы, травы». Но поскольку тогда, в середине семидесятых, в моду входили ВИА, меня просили исполнить «Там, за горизонтом», «Клен», другие хиты, которые пели «Самоцветы», «Синяя птица».
– Горло пылью не забивалось?
– Таких казусов не было, моя «сцена» всегда располагалась где-нибудь за скирдами, но никогда не забуду один случай. После концерта, когда я несколько раз на бис спел «Травы», подходит ко мне пожилой комбайнер и протягивает крынку молока и краюху домашнего хлеба: «Подкрепись, сынок, и спасибо тебе – душу согрел». Такой вот был у меня первый гонорар. И с тех пор, когда сильно устаю, поем хлебушка с молоком, и словно сил прибавляется – кажется, нет ничего вкусней.
– Тогда и решили стать артистом?
– Да, мне многие советовали не пренебрегать талантом – и односельчане, и однокурсники, и армейские друзья. И хоть я защищал честь района в команде ДСО «Урожай», прозвище все равно было Женька-артист. В техникуме и в самодеятельности участвовал, и на чемпионате Тульской области по легкой атлетике занял четвертое место, а после армии бегал за Тульский комбайновый завод в обществе «Труд» – уже после окончания спортивного факультета Тульского пединститута. Но так случилось, что в девяностом году я встретился с давним другом, Виктором Макухиным, который начал заниматься бизнесом, он и оплатил запись моего первого диска. В это же время мы по­дружились с Русланом Горобцом, руководителем группы «Рецитал» Аллы Пугачевой, он пригласил меня в качестве гостя на «Рождественские встречи», где я был представлен Примадонне.
– И какие впечатления от встречи?
– Личность с большой буквы, в ней энергия, как в шаровой молнии, – видна невооруженным глазом. Впрочем, иначе и быть не может: не зря говорят «акулы шоу-бизнеса», в этом мире слабого сожрут, там выживает сильнейший. Руслан тоже помог в записи диска, песни с которого я потом исполнял в первом концерте памяти Игоря Талькова.
– Да, тогда, двадцать лет назад, в нем принимали участие и столичные звезды – Глызин, Мисин, Хоралов, и местные артисты – Оленичев, Железняков, Гречишкин, и в Тульском цирке, где он проводился, был супераншлаг.
– С тех пор мы с Сергеем Железняковым и Аркадием Хораловым каждый год проводим вечера памяти нашего погибшего земляка, это стало традицией.
– Но мне кажется, тот первый успех был обусловлен еще веянием моды: событие, смерть певца – на слуху, и любой обыватель мог при случае похвастаться тем, что был на концерте памяти Талькова… Но многие ли действительно знали его творчество?
– Вы правы. Поэтому мы и проводим эти вечера: чтобы песни Игоря, его имя не ушли в небытие, и если хоть некоторые из зрителей вслушаются в его стихи, вдумаются в них, – мы не зря работаем. На своем юбилейном концерте я буду петь «Чистые пруды» и «Три дома» – песню, которую я всегда включаю в свои выступ­ления. Чем-то она мне о прошлом напоминает, о родном селе, друзьях детства…
– А где вы музыкальное образование получили?
– Тут я самоучка, и пою, и на гитаре играю на слух, но песни помогают в жизни. Бывает, на душе тяжело, но надо ехать на выступление, и проблемам уже нет места. Но когда пою перед матерями ребят, погибших в горячих точках, и у них – слезы в глазах, сам чуть не плачу. Еще бывает, наши ветераны на концертах аплодируют, потом подходят, обнимают, руку жмут, а я готов их морщинистые руки целовать – за все, что они для нас сделали. А «День Победы» мы неизменно вместе исполняем: старички, даже те, кто с костылями, встают, и голоса крепнут… Не могу об этом спокойно рассказывать…
Марина ПАНФИЛОВА
Геннадий Поляков
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий